Один из самых радостных моментов для любого родителя – первые слова малыша. Женщины мечтают, чтобы это была «мама», отцы хотят услышать «папа», но некоторые крохи вопреки ожиданиям взрослых произносят «дядя», «тётя», «ку-ку».
Если у малыша есть определённые трудности или задержка в развитии – это ни в коем случае не должно стать причиной для паники. Однако всё равно следует проконсультироваться со специалистом, чтобы точно знать, в чем трудность и исключить возможные заболевания.
Прежде чем учить ребёнка заветному слову, стоит разобраться, какие стадии развития речи выделяют специалисты:
1) В 2-3 месяца кроха пытается издавать разные звуки, кряхтит и смеётся.
2) Примерно в 5-7 месяцев звуки становятся отчетливее и понятнее, малыш откликается на своё имя.
3) В районе 7-9 месяцев ребёнок уже начинает произносить короткие простые слова.
4) После 9 месяца слова становятся осмысленными, малыш начинает понимать то, что говорит.
5) В 1 год словарный запас может составлять уже до 10 слов, кроха быстро учится.
На разных этапах развития малыша стоит поддерживать его стремление к общению, разговаривать с ним и слушать. Даже в самом младшем возрасте, «агукая» и издавая простые звуки, ребёнок развивает мышцы лица, что потом поможет ему уже выговаривать целые слова.
1. С рождения до 3 месяцев петь малышу песни, рассказывать стихи, поговорки. Но не забывать время от времени обеспечивать крохе тишину, чтобы он мог сам попрактиковаться в речи.
2. С 3 до 6 месяцев играть с крохой: смотрясь с ним в зеркало, спрашивать, кого он там видит. Больше разговаривать, использовать разную интонацию в зависимости от настроения разговора.
3. С 6 до 9 месяцев в общении с ребёнком широко открывать рот, тщательно выговаривать все звуки.
4. С 9 месяцев до года учить малыша определять части тела, комментировать свои действия, читать книги с рисунками, обсуждать.
5. В период от года до двух лет активно вынуждать ребёнка говорить. Возможно, он будет лениться и показывать что-то жестами – нужно делать вид, что он изъясняется непонятно. Обязательно слушать и поддерживать малыша, даже если не интересно или непонятно, что он пытается сказать.
6. От двух до трёх лет учить ребёнка строить сложные предложения, задавать вопросы, учить определять цвет, размер, количество. Петь вместе с малышом песни, разучивать стихи и считалочки, развивать мелкую моторику.
Важно следить за правильностью выговариваемых звуков. Обязательно посетить логопеда, если есть сомнения. Учите с ребёнком скороговорки – так лучше будут развиваться мышцы ротовой полости и быстрее начнут проговариваться трудные звуки.