Для начала,конечно,поговорили о том,где мы живем. Обозначила:Россия-Башкортостан-Уфа.
Компанию по изучению нам составляет наша подружка Милана.
Дети,кстати,отлично ориентируется по карте.Отыскали с ними Башкортостан.Я объяснила,что наша республика названа так потому,что самыми первыми на эту земли пришли башкиры.Появились у нас две куклы в национальных костюмах:Салават и Лейсан.Узнали,что в республике живут не только башкиры,но и русские,и татары.
Далее мы вспомнили какие цвета на российском флаге, познакомились с башкирским,сравнили их и отправились делать башкирский.Просто на белой ткане рисовали маркерами.Рассказала про курай.
Потом была попытка сделать юрту из шерсти,мы обложили шарик воздушный и отправили в стиральную машину,но юрту мы хотели сделать крупной,шарик надули большой,поэтому все у нас съехало и получилось нечто, из чего мы позже сделали ковры и подушки.
На этом мы первый день и закончили
Далее,мы с Давидом все же предприняли еще одну попытку сделать юрту и она оказалась более удачной.Картон,шпажки,суперклей.Украшали фетром.
Ковры плести не стали,сделали тоже из фетра.
Я объясняла,что восточные башкиры занимались скотоводством.Скот-это животные,которые питаются травой.Какие? Давид отвечал. Итак,овцы и лошади.Они ели их мясо,пили молоко,делали кумыс,из шерсти -войлок,из шкур -обувь.Но рано или поздно всю траву животные съедали и поэтому народ собирал свои жилища и отправлялся на поиски другого места.Именно поэтому у них и были такие необычные дома-юрты.
Национальную еду я слепила из пластики.
Мы с Давидом раскрасили картон,нарисовали горы,пастбища и сотворили кусочек Башкортостана,с юртой,жильцами,животными..
БортничествоКто в каждый встречный цветок
Свой опускает хоботок?
А после в улей
Мчится пулей
И что-то прячет в уголок?
В далекую старину мед добывали в лесу из бортей.Борть-это дуплистое дерево,в котором поселился пчелиный рой.
Мы с Давидом начали творить.Дерево-это заготовка из фанеры,купила в Леонардо.Давид ее раскрасил,а затем мы сделали ствол с дуплом.К шпажке мы приклеили пчеленка и получилось у нас не просто дерево,а борть!
Читали в книге про разные растения-медоносы и смотрели,как пчелки собирают пыльцу и нектар.
Далее,я предложила Давиду собрать нектар. Для этого взяли трубочку и чай!
Давидке нужно было заполнить некоторые соты этим нектаром,но при этом не глотать ,конечно.
А потом,уже шприцом,Давид перемещал наш нектар,потому как пчелки таким образом выпаривают воду из цветочного сока.
Затем,мы наглядно посмотрели,что значит выпаривать.В крышечке смешали воду и мед и поставили на плиту.Вода,конечно закипела,пошел пар,ну а затем мы попробовали густой мед!
Итак,про борть! Когда человек находил такое дерево,он ставил свою отметку и уже никто не мог собирать там мед.Такие деревья передавались по наследству!Но ведь собирать из дупла крайне сложно!Поэтому люди догадались сделать улей-колодку.Пчелиный рой,который отделился и вылетал из дупла,залетал в эту колодку и человек относил ее к себе!Так и образовались пасеки!Колодку мы сделали из картонной трубки от фольги,а крышка от зубочисток.
Вот так преобразился наш край.
Помимо меда,есть еще и воск.Воск рядом с домом я не нашла,поэтому купила обычные парафиновые свечи,растопила их и детки сделали свои свечи!!!
Делали поделки из пластилина,кто что хотел.Давид лепил рой пчел,Милана создала целую картину!
Конечно,пили чай с молоком и медом и даже впервые пробовали кумыс!
А когда свечи застыли и стемнело,мы устроили волшебное чаепитие под столом(точнее киселепитие)
Сегодня пойдем в национальный музей,смотреть воочию пасеки,родовые отметки,костюмы,юрты!
И еще ,хочу посоветовать магазин Китап,который на фирме Мир,там отличная литература по изучению.Для тех,кто понимает башкирский,выбор больше,но и я нашла интересное:сказка про курай,раскраски с национальными костюмами и даже отличный кукольный театр из картона.
Занятия планирую надолго,будет и кураист,и приготовление национальных блюд,изучение животных..Пока все)