Новости       |       Проекты       |       Фото-видео       |       Полезное       |       Награды       |       Форум       |       Реклама на сайте
Регистрация    Вход    Форум    Поиск   Newsletters    FAQ








Список форумов » Дети » Грудное вскармливание




 Страница 1 из 1 [ 1 сообщение ] 



Автор Сообщение
 Сообщение Добавлено: 07 ноя 2015, 01:20 
Не в сети
искушенная
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 мар 2010, 15:06
Опытный участник СП
Участий в СП:9
Сообщения: 296
Баллы репутации: 6
Изображение
В ожидании малыша, будущие родители стараются узнать как можно больше о том, каким родится их кроха, что он будет чувствовать, о чем думать, что будет составлять его маленький мир. Ведь каждая мама и каждый папа стремятся дать своему дитя все самое лучшее. А для этого так важно понимать малыша. В этой статье мы постараемся рассмотреть то, каким рождается ребенок, с чем он приходит в наш мир, и что он ожидает от этого мира - такого большого, непонятного, захватывающего, а иногда и пугающего.

«…Из всех существ человек рождается наиболее слабым, оставаясь долгое время совершенно беспомощным…», - говорит известный психолог профессор В.В. Зеньковский в своей книге «Психология детства» [2]. Однако, даже несмотря на свою беспомощность, дитя появляется на свет, имея некоторый свой собственный внутриутробный опыт. Этот опыт можно условно подразделить на сенсорный, основанный на сигналах, получаемых ребенком извне, и эмоциональный, основанный на физическом выражении эмоций: напряжении мышц и изменениях гормонального уровня.

При нормальном внутриутробном развитии и нормальных родах ребёнок рождается с достаточно развитой нервной системой, которая в дальнейшем продолжает развиваться и усложняться. С развитием нервной системы совершенствуются органы чувств (анализаторы ребёнка), которые в известной степени функционируют уже у новорожденных. Так, только что появившийся на свет ребенок хорошо различает темноту и свет. Ребенок видит лучше всего на расстоянии 20-25 см. Лицо мамы при кормлении грудью находится от него именно на таком расстоянии. Движение глазных мышц пока не скоординировано, поэтому кроха может косить. Слух несколько снижен (из-за жидкости во внутреннем ухе), но примерно к недельному возрасту устанавливается хороший слух. От сильного звука младенец может вздрагивать, закрывать глаза, реагировать мимическими мышцами лица (морщит лоб, появляется гримаса плача) или изменением глубины и частоты дыхания. Малыш особенно реагирует на мамин голос. Поэтому желательно стараться разговаривать со ребенком, даже если вы думаете, что он еще ничего не понимает. Малыш различает все запахи, для новорожденных особенно приятен запах маминого молочка. Точно также дитя прекрасно различает вкусы - сладкое, горькое, соленое и кислое. Кроме этого, у новорожденного крохи развито осязание (особенно в области рта), болевая (боль чувствуется всем телом, ребенок не может определить, что конкретно у него болит), тактильная и температурная чувствительность. В связи с этим прикосновения мамы являются особо важной потребностью малыша. Такие прикосновения стимулируют кровообращение ребенка, обеспечивают развитие его эндокринной, иммунной и нервной систем, способствуют развитию головного мозга. У новорожденного ребёнка хорошо выражены в первую очередь сосательный, глотательный и поисковый рефлексы.

Врожденными являются и типологические особенности нервных процессов: сила, уравновешенность и подвижность, лежащие в основе темперамента, с которым малыш появляется на свет, тогда как характер формируется по мере роста и развития ребенка

Однако, «все биологические особенности, с которыми рождается ребёнок, создают лишь возможности для физического и психического развития. Они являются предпосылками, но сами не определяют характера и уровня дальнейшего развития. Врожденные особенности не формируют психической деятельности ребёнка», - пишет профессор П.Д. Ваганов. Рождаясь в определенном отношении незрелым, ребенок продолжает еще долгое время находиться в полной зависимости в первую очередь от мамы, целиком существуя за ее счет [1]. Это нормальное состояние ребенка. От такого симбиоза мамы и малыша зависит дальнейшее развитие крохи и главным образом становление базового (базисного) доверия к миру и самому себе. По мнению Э. Эриксона, чувство базисного доверия формируется на основании опыта первого года жизни. Эриксон указывает, что преобладание базисного доверия над недоверием является первым шагом психосоциальной адаптации. В соответствии с впечатлениями первого года жизни человек впоследствии строит свои отношения с другими людьми, с обществом в целом. И, что самое главное, благодаря базовому доверию к миру у человека формируется отношение к самому себе.

А. Г. Маслоу также рассматривает вопрос о здоровом развитии ребенка в связи со своей теорией базовых потребностей и говорит, что только предсказуемый мир формирует доверие ребенка к миру: «...непредсказуемость мира, его опасность, убеждает ребенка в том, что этому миру нельзя доверять». В то же время «дети, которые постоянно чувствуют любовь и заботу родителей, дети, у которых сформировано базовое чувство доверия к миру, порой с поразительной легкостью переносят случаи депривации, дисциплинирующий режим, наказания и тому подобные вещи, они не воспринимают их как фундаментальную угрозу, как угрозу своим главным, базовым потребностям и целям». К факторам, вызывающим субъективное ощущение угрозы, Маслоу относит в числе прочих обстоятельства, которые угрожают «чувству базового доверия к миру и чувству уверенности в себе. Если у ребенка отсутствует базовое чувство доверия и безопасности, то он «будет вести себя эгоистично, деструктивно и агрессивно». Невротическое развитие личности приводит к тому, что взрослый человек ведет себя как ребенок, потребность в безопасности «заставляет его искать себе защитника, сильную личность, на которую он мог бы положиться, которой он мог полностью довериться». Психически здоровый и самоактуализированный человек доверяет себе и миру [3].

C точки зрения Карен Хорни, каждый человек обладает собственным личностным потенциалом развития, реализация которого позволяет ему достигать цели, добиваться успехов, преодолевать трудности и постепенно становиться тем, кем он может и хочет стать. «У ребенка», - пишет Хорни, - «растущего в здоровой социальной среде, развивается чувство принадлежности к безопасному и обучающему окружению. Ребенок, родители которого не способны проявлять любовь, заботу и уважение к его индивидуальности, становится человеком, постоянно испытывающим чувство тревоги, воспринимающим мир как недружественный и враждебный. В этом случае стремление к самоактуализации замещается стремлением к безопасности». Хорни особо подчеркивала важность выделения концепции базисной тревоги. Это чувство тревоги, беззащитности ребенка, рождающееся из состояния изоляции и беспомощности в потенциально враждебном ему мире. Базисную тревогу нельзя считать наследственной, генетически обусловленной, она всегда представляет собой продукт культуры и воспитания. Тревога такого рода становится основой для возникновения более поздних личностных нарушений [6].

Если с рождения ребенок знает, что мама всегда рядом и всегда сможет придти к нему, стоит только позвать на помощь, он может ей доверять; он знает, что никогда не останется один. Если так и происходит, то у ребенка со временем формируется и доверие к другим людям — сначала к близким родственникам, потом к знакомым, друзьям, а потом и к людям вообще. Однако это не означает, что ребенок будет слепо доверять всем без исключения в более старшем возрасте. Первые отношения с посторонними людьми ребенок учится строить через маму, находясь с ней в плотном контакте, и постепенно осваивает навык общения и построения отношений с другими людьми самостоятельно. Поэтому, благодаря маминой опеке и заботе, подросший малыш прекрасно знает, каким образом ему общаться как с близкими, так и с чужими людьми.

Так как же сформировать у своего малыша это базовое доверие к миру и к самому себе?
Ребенок первых месяцев жизни не отделяет свое «Я» от маминого, он не делает различия между собой и мамой, в его сознании он и мама по-прежнему одно целое. Точно так же ребенок не может отделить себя от мира вокруг. По словам Дж. Л. Морено «Он есть мир и мир есть Он. И, следовательно, если мир хорош, и заслуживает доверия, то хорош и заслуживает доверия и он сам…» [4]. Для новорожденного малыша его мама – единственная существующая реальность. А мамина грудь – единственная осязаемая реальность. В каком-то смысле она для него весь мир. Материнская грудь так же необходима для дитя, как и грудное молоко. Можно сказать, что до определенного возраста ребенок « живет и любит через свой рот, а мать живет и любит через свою грудь….» [7]. Это самый понятный для новорожденного крохи язык. Ему не нужно ничего другого, только мамино тепло и грудь как источник не только питания, но и удовлетворения все его детских нужд и потребностей.

Неразрывная связь матери с ребенком предполагает наличие эмоционального контакта мамы с ребенком с первых минут жизни малыша. Уильям и Марта Серз [5] определили пять правил поведения родителей, укрепляющих связь с ребенком:
1. Как можно раньше наладьте контакт с ребенком.
2. Распознавайте сигналы, подаваемые малышом, и откликайтесь на них.
3. Вскармливайте своего ребенка грудью.
4. Носите малыша с собой.
5. Спите вместе с младенцем.

Примерно первые 6 недель с момента появления малыша на свет можно назвать периодом адаптации крохи к внешнему миру. Этот период необычайно важен для ребенка и всей его дальнейшей жизни. Это первый этап формирования у ребенка базового доверия к миру. В это время особенно важно адекватно и своевременно отвечать на потребности дитя. Ребенок рождается с определенными потребностями.

Кроме физических потребностей у малыша есть еще множество гораздо более существенных психологических потребностей. У крохи есть большая потребность в любви – и задача родителей дать ему эту любовь почувствовать. Сделать это можно с помощью ношения ребенка на ручках, неограниченных кормлений грудью в ответ на просьбы о сосании, совместным сном, незамедлительной реакцией на плач, помощью в устранении и предупреждении любого дискомфорта. Ребенок, в соответствии со своей потребностью, должен достаточно много сосать. При сосании вырабатывается вещество холицистокинин, которое способствует засыпанию и перевариванию съеднного молока. Не бойтесь перекормить малыша, ведь из-за своих физиологических особенностей малыш нуждается в поступлении питания небольшими порциями, но часто.

Еще одна потребность - это потребность в тепле и термоадаптации. Так как ребенок все еще не воспринимает себя как отдельного человека, а считает частью мамы, то первое время ребенка можно свободно пеленать и поддерживать тепловой комфорт, создавая, таким образом, малышу условия, приближенные к внутриутробным и помогая ему мягко адаптироваться к внешнему миру.

Очень желательно специально не закаливать совсем маленького ребенка, в связи с его незрелостью. Если малыша купают, то можно предварительно заворачивать его в пеленку и купать в маленькой ванночке, либо попробовать организовать совместное купание мамы и крохи.

Новорожденный ребенок полностью зависим от мамы, ее действий и поступков по отношению к нему. Поэтому для того, чтобы малыш чувствовал себя в безопасности, он должен как можно больше находиться рядом с мамой и днем, и ночью. Это одна из жизненно важных потребностей крохи. У крохи сон комфортен только рядом с матерью. Это объясняется биологическими особенностями человеческого организма и связано в первую очередь с тем, что мозг и нервная система ребенка развивается очень активно, особенно в фазе поверхностного сна. Когда малыш чувствует маму, слышит ее дыхание, ощущает ее прикосновение, он полностью уверен в своей безопасности. Тогда как, находясь отдельно, дитя ощущает одиночество, тревогу, страх, свою слабость и беспомощность. Кроме того, тесный телесный контакт с мамой, ношение на руках, совместный сон, купание, легкое укачивание ребеночка помогают малышу быстрее расти, набирать вес, гармонично развиваться физически и психологически.

Таким образом, постепенно удовлетворяя свои природные потребности в неразрывной связи с мамой на протяжении некоторого времени, малыш быстрее сможет осознать себя как отдельную полноценную личность и приобретет относительную независимость и автономность. Удовлетворение потребностей дитя именно в первые месяцы и годы жизни помогут вам вырастить здоровую в физиологическом и психологическом личность, с уверенностью и оптимизмом открывающую для себя все новые и новые грани мира.

Литература:

Ваганов П.Д., Нервно-психическое развитие детей до одного года// Медицинский научный и учебно - методический журнал № 23, 2004
Зеньковский В.В., Психология детства. М. 1996
Маслоу А., Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999
Морено Дж. Л., Психодрама. М. 2001
Серз У. и М., Ваш ребенок. М.,1998
Хорни К., Самоанализ. СПб: Питер, 2003
Эриксон Э., Идентичность: юность и кризис. М. 1996
Алёна Короткова,
клинический психолог,
консультант по грудному вскармливанию


Вернуться к началу 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
 
 Страница 1 из 1 [ 1 сообщение ] 




Список форумов » Дети » Грудное вскармливание


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

 
 

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти: