banner


Новости       |       Проекты       |       Фото-видео       |       Полезное       |       Награды       |       Форум       |       Реклама на сайте
Регистрация    Вход    Форум    Поиск   Newsletters    FAQ








Список форумов » Дети » Дети - средние и старшие классы




 Страница 1 из 1 [ Сообщений: 5 ] 



Автор Сообщение
 Сообщение Добавлено: 02 ноя 2011, 00:42 
Не в сети
Administrator
Administrator
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 мар 2010, 01:54
Бриллиантовый участник СП
Участий в СП:1068
Сообщения: 32248
Баллы репутации: 314
надеюсь, тут будет много информации, полезной родителям подросших деток..и нам будет о чем поговорить..

_________________
Изображение

"Знаете почему мне нравится эта работа? Бодрит!" (с)

http://flash-and-ice.livejournal.com


rvmeste.ru - учиться надо весело)

Не так уж много в жизни нужно: луч солнца, бриз, за лесом мыс, уютный сад, десяток книжек и.... смысл


Вернуться к началу 
 Сообщение Добавлено: 02 ноя 2011, 00:43 
Не в сети
Administrator
Administrator
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 мар 2010, 01:54
Бриллиантовый участник СП
Участий в СП:1068
Сообщения: 32248
Баллы репутации: 314
Евгений Славутский

Подростки в литературной мастерской.

“Радуют глаз дети, глядящие на мать с любовью…”

    Написать действительно творческую работу (сочинение, рецензию, проект и т. п.) часто оказывается для школьника трудно достижимой целью: “Нет умных мыслей. Не умею писать. Не знаю, как сказать…” И он начинает искать в услужливых пособиях, в Интернете чужие правильные мысли и слова.
    Литературную мастерскую для ребят (от пятиклассников до десятиклассников), которые учатся в московском лицее “Венда”, мы задумывали как раз для того, чтобы они почувствовали, как интересно искать собственные слова для собственных мыслей. И хотя мы старались вписать мастерскую прежде всего в систему школьных уроков, кое-что может оказаться небезынтересным и для домашних занятий.

    Занятие первое. “Гости бывают трех видов…”

    Человек стремится классифицировать все, что подвластно его наблюдению: вещи, явления, понятия. Так, Платон подразделял на виды вечные понятия: прекрасное, счастье, душа, закон, музыка… Вот образец: “прекрасное разделяется на три рода: одно - вызывающее похвалы, например миловидность; другое - приносящее пользу, например орудие, дом и прочие полезные вещи; и, наконец, относящееся к порядкам, обычаям и прочему, что помогает жить. Таким образом, прекрасное бывает похвальным, полезным и благотворным”.
    Классифицировать можно что угодно (Гончаров в “Обломове” выделяет типы лежания!) - главное, чтобы система была всеобъемлющей, а сами определения - точными и разумными… Вот какие классификации предложили мои ученики-десятиклассники.

    Свобода бывает: лживая, когда формально ты свободен, но, в сущности, - порабощен; неограниченная, когда ты обладаешь полной свободой действий, но к добру это не приведет (есть множество примеров из истории, подтверждающих данный факт); осмысленная - ты свободен, но несчастлив, и порой думаешь: уж лучше я был бы несвободен и моей жизнью управлял кто-нибудь другой - не я!
    Родители бывают строгие, но любящие, - полагающие, что из ребенка может выйти достойный человек только в условиях жесткой дисциплины (“потом сам спасибо нам скажешь”); любящие, но лояльные, считающие, что ребенок должен расти в атмосфере доверия и ласки; равнодушные - к счастью, такие встречаются очень редко.
    (Андрей Белич)


    Люди бывают преданные и предающие. На первых можно полагаться в любой ситуации. А вторые предают за деньги и бросают в самый трудный момент.
    Любовь бывает короткая - ошибка юности; средняя - полюбили, поженились, потом стало скучно жить вместе; и вечная - даже в старости старик считает свою старушку самой красивой.
    (Шахноза Мырзаева)


    Мужчины разделяются на 7 видов: честные и скромные; скромные, но наглые; подлые и наглые; наглые, но милые; глупые и никчемные; умные и циничные; просто “мажорные” (с хорошей обложкой, но нулевым содержанием)
    Правда бывает: особая - для каждого своя; общая - для всех; принятая - для данного времени.
    (Виктория Фирсова)


    Гости бывают трех видов: понимающие, непонимающие и совсем глупые. Понимающие знают, когда нужно встать и уйти. Непонимающие - те, которым нужно на это намекнуть. А совсем глупых трудно описать словами!
    Высказывания бывают трех видов: умные - те, что могут пригодиться в жизни; сильные - от которых сначала вздрагиваешь, а потом над ними думаешь (иногда всю жизнь); странные - их делают в основном философы и не все их понимают.
    (Анна Бондарева)


    Занятие второе. Стихи “по-рубцовски”

    Стукнул по карману - не звенит;
    Стукнул по другому - не слыхать.
    В коммунизм - таинственный зенит -
    Полетели мысли отдыхать...

    Эти строки принадлежат поэту Николаю Рубцову. А теперь:

    Стукнул по карману - не звенит:
    как воздух.
    Стукнул по другому - не слыхать,
    как в первом.
    В коммунизм - таинственный зенит -
    как в космос,
    Полетели мысли отдыхать,
    как птички.
    ...

    И эти строки принадлежат тому же поэту. Легким движением руки у Рубцова вместо одного стихотворения получилось два...

    Попробуем взять какое-нибудь детское стихотворение и присоединить к каждой строчке еще одну. В нем откроется неожиданный, иногда смешной, подтекст. Вот как пятиклассники применили “принцип Рубцова” к стихотворению Агнии Барто.

    Наша Таня громко плачет.
    Не реви белугой!
    Уронила в речку мячик.
    Зачем к реке пошла?!
    Тише, Танечка, не плачь!
    Мы устали слушать!
    Не утонет в речке мяч.
    В садике не объясняли?..
    (Лиза Тельнова)

    Наша Таня громко плачет.
    Мы платочек ей дадим…
    Уронила в речку мячик.
    Купим новый ей!
    Тише, Танечка, не плачь!
    В магазин пойдем!
    Не утонет в речке мяч.
    Новый выберешь сама.
    (Дарья Старкова)

    Занятие третье. Книги, которые никто пока не написал

    Представьте себя издателем. Как заинтересовать читателя новым романом или рассказом? Привлекательным должно быть и название произведения, и аннотация к нему. Вот что получилось у ребят:

    “Кондитерская”. Где бесшабашный панк может познакомиться девушкой-тихоней? Как неформал завоюет доверие консервативного отца своей возлюбленной? И самое главное: кто убил желтую канарейку? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете, окунувшись в мастерски закрученный сюжет ироничной и остроумной повести.
    (Анастасия Ефимова, 10-й класс)


    “Последний обман Змия”. Роман на перекрестии науки и фантазии. Эта книга издана уже на 23 языках мира! Сейчас о ней говорят все: даже подростки, привыкшие смотреть телевизор и не приемлющие чтения как занятия! Сейчас эксклюзивный шанс прочитать книгу появился и у вас. Без преувеличения можно сказать, что она приоткрывает завесы над вечными тайнами: “Кто мы?”, “Откуда мы пришли?”, “Что ждет человечество?”. Здесь вы найдете ответ…
    (Анна Рязанова, 10-й класс)


    “В музыке нет друзей!” В высоком искусстве - очень жесткие законы!.. Правдивое повествование о мальчике-скрипаче, пытающемся поступить в консерваторию. Можно ли сдать экзамены без блата? Что такое музыка как профессия? Вот некоторые из вопросов, интересующих молодого и одаренного писателя, ставшего, без преувеличения, настоящим открытием литературы последних лет.
    (Николай Ветлугин, 8-й класс)


    “На брудершафт со смертью”. Выпить со смертью, умереть и остаться живым? В этой книге возможно все! Вы погрузитесь в мир чертей и ангелов, героев и предателей. Черный юмор, переплетающийся с суровым повествованием, захватывает и уносит… Вы не сможете оторваться от чтения ни на секунду! После этой книги ваш взгляд на мир изменится…
    (Сергей Никитин, 8-й класс)


    “Уйду из дому!” Грустная, но правдивая история жизни подростка. Читатель найдет очень много ситуаций, через которые прошел каждый подросток: отношения с родителями, неурядицы в школе, несчастная любовь… Как эти проблемы преодолеет герой, вы узнаете из книги.
    (Нина Бруни, 8-й класс)


    Занятие четвертое. Страна Острых Углов, или Расскажи сказку по телефону!

    Помните “Сказки по телефону” Джанни Родари? Папа уехал в командировку, а чтобы дочка не скучала, он звонит ей по телефону и всякий раз рассказывает новую сказку. И сказки такие интересные, что телефонистки, которые должны соединять людей для разговора, бросают свои линии, подключаются к одной, папиной, и слушают.
    Одна из сказок называлась “Страна без углов”, где всё мягкое, а люди добрые. Наших лицеистов она заинтересовала, кажется, так же, как тех барышень-телефонисток. И они попробовали сочинить свои сказки. Вот одна из них, рассказанная пятиклассницей Татьяной Ульяновой:

    “Однажды вечером Джованни ехал в поезде. Он почувствовал, что устал, и заснул… Поезд подошел к станции. Джованни взял чемодан и сошел на перрон. Его удивили лица людей: они были сплошь хмурые. “Может, произошло что-то нехорошее?” - подумал Джованни. Ему стало не по себе, и он решил пойти в поле. Там паслось необыкновенное стадо. Джованни удивился еще больше, чем на вокзале. Животные напоминали… огромных ежей! Присмотревшись, Джованни понял, что это барашки. Только завитушки шерсти у них распрямились и стали похожи на иглы. Джованни сорвал незабудку и вскрикнул: он укололся, не заметив шипы на стебле. Джованни не успел подумать, откуда у незабудки шипы, как перед ним как из земли вырос полицейский. “Земля государственная, и рвать цветы на ней запрещено! С вас штраф!” - рявкнул полицейский и добавил: “Две улыбки! Я вижу, вы иностранец и не знаете, что наказание в нашей Стране Острых Углов - улыбнуться представителю закона”. Джованни вместо того, чтобы заплатить штраф, рассмеялся и…проснулся. Так это сон! - понял Джованни. В его руках был билет с надписью СОУ (Страна Острых Углов)…”

    Занятие пятое. Отчего истории бывают “никакими”?

    Это занятие показывает, как важна роль эпитета, а также помогает научиться подбирать их так, чтобы история, которую сочиняешь, расцвечивалась эмоциями, - подобно полотну, на которое художник наносит всё новые оттенки красок.
    Вот история “никакая”: “Мужчина шел по аллее парка. Лучи солнца просвечивали сквозь деревья. Над головой пролетела птица. Прошелестел ветер. Женщина, идущая навстречу, улыбнулась улыбкой. Поравнявшись с женщиной, мужчина сказал…”

    А вот что получилось у ребят:

    История реалистичная
    Яркие лучи солнца просвечивали сквозь густую крону деревьев. В молодых зеленых листьях прошелестел летний ветерок, постепенно стихая.
    Мужчина не спеша шел по аллее парка, когда над его головой пролетела знакомая птица - сокол его соседки. Заметив сокола, он начал осматриваться по сторонам. Женщина, идущая навстречу, неожиданно улыбнулась приветливой улыбкой. Он узнал свою соседку и, поравнявшись с ней, сказал: “Здравствуйте, а я ожидал вас увидеть!”
    (Мира Канджи, 10-й класс)


    История мистически-романтическая
    Исхудавший и осунувшийся мужчина мрачно шел по мертвой аллее заброшенного парка. Усталые лучи просвечивали сквозь голые черные деревья. Над головой пролетела резко кричащая птица. Прошелестел коварный ветер. Женщина в черных одеяниях, идущая навстречу, улыбнулась загробной улыбкой. Поравнявшись с женщиной, мужчина сказал: “Сгинь, нечистая…”
    (Никита Шавва, 8-й класс)


    История просто оптимистическая
    Хмурый мужчина шел по осенней аллее прекрасного парка. Спокойные лучи светлого солнца просвечивали сквозь пожелтевшие деревья. Над поникшей головой пролетела небольшая птица. Прошелестел тихий ветер. Стройная женщина, идущая навстречу, улыбнулась чудной улыбкой. Поравнявшись с женщиной, уже не хмурый мужчина сказал: “Когда я увидел Вас, во мне все перевернулось! Не поделитесь ли Вы со мной своей радостью?”
    (Марк Фридлянд, 8-й класс)


    Занятие шестое в жанре рецепта-совета

    У детского поэта Льва Кузьмина есть шуточное, но с серьезным подтекстом стихотворение:

    Что нужно сделать, братцы,
    Чтоб до небес добраться?
    За стол сначала надо сесть,
    Тарелку манной каши съесть,
    Потом в зеленый лес пойти,
    Большое дерево найти
    И вверх
    По крепким сучьям
    Подняться к белым тучам.
    А там
    На тучи встать ногой,
    Шагнуть на радугу - другой.
    И вот
    Уже нас не достать,
    И небеса все наши!
    Но, повторяю,
    Начинать
    Нам надо с манной каши.

    Жанр поэтического совета эффектен и продуктивен. Попробуем сочинять собственные поэтические советы, как это сделали лицеисты-пятиклассники:

    Как тихо пересечь границу?
    Перелети ее с жар-птицей!
    (Анастасия Борисова)

    Как не бояться темноты?
    Представить мамины черты!
    (Татьяна Ульянова)

    Как в доме сделать балаган?
    Попробуй вызвать марсиан!
    (Алена Попова)

    Как в гости заглянуть к улитке?
    Ползти с ней вместе до калитки.
    (Никита Челядинов)

    Как в доме сделать балаган?
    Собрать весь ветер в чемодан!
    (Николай Хейдел)

    Занятие седьмое. Сочиняем цзацзуани

    В Древнем Китае существовал интересный, можно сказать, эксклюзивный литературный жанр. Недавно нам в руки попал сборник цзацзуаней (“заметок о разном”). Цзацзуани пишутся таким образом: задается начало фразы, а затем к нему присочиняются различные варианты продолжения. Ниже приведены древнекитайские цзацзуани, а также строки, сочиненные восьмиклассницей Ниной Бруни (они выделены курсивом). Присоединяйтесь к созданию цзацзуаней и вы. Насколько вы мудры и остроумны?

    Уж не приходится бояться:
    Коль пошел охотиться на тигра.
    Когда враг у ворот.
    После признания.

    Неумно:
    Быть богатым и оставаться при этом одиноким.
    Быть способным и скрывать свои труды.
    Ждать хорошего, если сам поступаешь плохо.

    Стыдно бывает:
    Ставить памятник живущему правителю.
    Отвечать отказом на предложенную любовь.
    За неоправданные надежды.

    …
    Не уговоришь:
    Того, кто не слушает
    Человека, бегущего в толпе.

    Не скроешь:
    Разговор за картонной стенкой.
    Страсть.
    Тяжелый характер…

    Радуют глаз:
    Небо, проясняющееся после затяжного дождя.
    Закатанные рукава у победителя в сумо.
    Дети, глядящие на мать с любовью.


    Материал предоставлен журналом Семья и школа (№9 2006 г.).
    Опубликовано 21 сентября 2006 года.

_________________
Изображение

"Знаете почему мне нравится эта работа? Бодрит!" (с)

http://flash-and-ice.livejournal.com


rvmeste.ru - учиться надо весело)

Не так уж много в жизни нужно: луч солнца, бриз, за лесом мыс, уютный сад, десяток книжек и.... смысл


Вернуться к началу 
 Сообщение Добавлено: 02 ноя 2011, 00:52 
Не в сети
Administrator
Administrator
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 мар 2010, 01:54
Бриллиантовый участник СП
Участий в СП:1068
Сообщения: 32248
Баллы репутации: 314
Елена Большакова
Дочь ночует у подруги


"Мама, можно я сегодня пойду к Наташе и переночую у нее?" - подобный вопрос рано или поздно слышат почти все родители девочек-подростков. Многих он застает врасплох: оказывается, дочка уже не ребенок, а юная девушка. И секретничать всю ночь напролет с подружкой ей гораздо интереснее, чем с мамой. Но прежде чем отвечать "да" или "нет", давайте посмотрим, что думают об этом другие родители и дети, взвесим все "за" и "против".

Мамы против:

Они могут отправиться в ночной клуб
Ирина: "Дочери 14 лет. Сегодня она сказала, что будет ночевать у подруги и вернется домой на следующий день. Ничего необычного в этом нет, но несколько дней назад я слышала ее разговор с этой подругой и поняла, что они собираются идти в ночной клуб на дискотеку. Клуб работает до трех часов утра. Где они будут до восьми, когда надо будет идти в школу - неизвестно".

Это не гигиенично
Анна: "Ночевать где-то еще, кроме собственного дома - это как минимум не гигиенично. У мой дочери есть своя кровать! И если уж ей так хочется болтать с подружкой всю ночь - пусть лучше приглашает ее к нам. По крайней мере, я буду уверена, что девочки накормлены и под присмотром".

Слишком рано
Светлана: "В тринадцать она ночует у подружки, а в четырнадцать - у парня? Это слишком рано. Вот закончит школу, поступит в университет - тогда и хлебнет вольной жизни. Все-таки восьмой класс - это не тот возраст, когда у девочки есть "голова на плечах".

Дочь может попробовать алкоголь или наркотики
Евгения: "Я не уверена, что дети там будут под присмотром. А безнадзорность может подвигнуть их на эксперименты с алкоголем или чем похуже... У моей знакомой дочка после таких вот ночных посиделок пристрастилась к курению, а ей всего четырнадцать!"

В гости к девочкам могут прийти парни
Мария: "Моя племянница Юля отпросилась ночевать к однокласснице. Ближе к ночи к ним в гости пришли парни из старших классов. Ничего страшного не произошло, они просто играли в компьютерные игры и бродили по интернету, но некоторые ребята курили. Когда мама Юли узнала о присутствии парней, была просто в шоке. Мало ли что могли они сделать с двумя восьмиклассницами..."

Конечно, иногда подобные страхи и возражения резонны, и отпустить дочь в гости к посторонним людям без личного присмотра захочет далеко не каждый. И уж тем более стоит насторожиться, если дочка наотрез отказывается сообщить номер телефона подружкиной мамы: возможно, в квартире собираются устроить веселую вечеринку в то время, когда взрослые куда-то уйдут, или дочка собирается пойти куда угодно, но только не к подруге. А вот если она сама бегает за вами: "Ну позвони тете Свете, она уже все знает и не против!" - то скорее всего можно быть спокойными: дочь ничего от вас не скрывает, просто ей хочется посекретничать с подругой. Кстати, эти самые "девичьи секреты" не пустая болтовня, а необходимый этап взросления и социализации.

Мамы за:

Я познакомилась с родителями подруги
Оксана: "Когда Кате было одиннадцать, она впервые запросилась к подруге с ночевкой. Родителей девочки я почти не знала, но мы созвонились, потом встретились с ее мамой. Она оказалась замечательной женщиной. Конечно же я отпустила дочку со спокойным сердцем. Через пару лет у девочек сменились интересы, он стали реже общаться, зато я до сих пор в приятельских отношениях с ее мамой".

Моя дочь стала ответственнее
Анна: "Я очень боялась отпускать дочь к подруге на другой конец города, тем более - вечером. Но мы договорились, что она мне сразу же позвонит, когда будет на месте. И если раньше, когда она шла на дискотеку, запросто могла и забыть сообщить мне, что дошла ("Мама, а что тебе волноваться-то: клуб в двух шагах от дома!"), то теперь она отнеслась к просьбе с серьезностью и пониманием. И утром не забыла мне сообщить, что уже идет к остановке. Но еще сильнее я удивилась, когда она недавно сказала сестре: "Только обязательно позвони, когда дойдешь!" Моя дочка стала ответственнее".

Дочка в безопасности, и ей интересно
Ольга: "Я знаю родителей подруги. Девочки ночуют по очереди: то у них, то у нас. И они ходят не просто поболтать, но и потренироваться в рукоделии или кулинарии. Они то фенечки плетут, то пекут печенье к чаю. А потом, как и все девочки, секретничают. А наутро, еще сонные, делятся с нами впечатлениями".

Дочь стала более уверенной в себе
Елена: "Моя Света - немного стеснительная. Недавно в художественной школе она познакомилась с девочкой и та почти сразу пригласила ее в гости: сначала просто на пару часов, а вскоре и на всю ночь. Дочка сначала очень волновалась, но зато на следующий день взахлеб рассказывала о своей подружке и ее старшей сестре (та учится на стилиста), которая сделала им макияж да еще и похвалила дочкину фигуру. И теперь Света хочет участвовать в школьном конкурсе красоты, о чем еще месяц назад и подумать боялась".

Дочка стала убирать за собой
Евгения: "До шестнадцати лет дочь почти не помогала мне по хозяйству, да я и не настаивала: занятия двумя иностранными языками и баскетболом часто не оставляли время даже на отдых. Но все изменилось, когда ее подруга почти поселилась у нас - они готовились к олимпиаде по английскому. Вставая из-за стола, подруга тут же кидалась (и это в гостях!) мыть посуду. Когда дочка попробовала ее остановить, та лишь буркнула: "Как, ты позволяешь маме мыть посуду? Тебе что, пять лет?" С тех пор Алена стала чаще мне помогать".

Казалось бы, так бывает разве что в сказках: дочка разок переночевала у подруги - и изменилась в лучшую сторону: стала самостоятельнее и ответственнее. Но все верно: приходя в гости, а тем более - оставаясь на ночь, девочка имеет возможность познакомиться с новыми людьми и их семейной культурой. Она чему-то удивляется, что-то не принимает, но все время сравнивает: а как у нас, а какая я? И если видит, что сама в чем-то не дотягивает до подружки, то почти сразу пытается это наверстать. Так что, может быть, не стоит отказывать дочери в возможности узнать что-то новое, а то и просто повеселиться?

А вот что об этом думают сами девочки:

Вероника, 16 лет: "Мои родители против таких вот ночевок. Да я, в общем-то, не так уж сильно и рвусь к подружкам. Разве что по праздникам, да и то редко".

Лена, 15 лет: "Мне с этим делом повезло. Моя подруга живет со мной на одной лестничной клетке. Так что особой разницы не было, где спать. Хотя первое время папа - он старых правил - немного возмущался, что я ночую по другую сторону стены, потом привык".

Юля, 13 лет: "Ура! Сегодня ночую у подружки, предки отпустили, что случается очень-очень редко!"

Женя, 17 лет: "У подруги ночую, когда приглашает. Иногда и она у меня остается. А вот с парнем проблема. К нему не пускают".

Аня, 12 лет: "Меня ночевать к подружке отпускают, а старшую сестру Светку - нет. Она говорит, что будет у подруги, а сама в клуб идет. Мама сказала ей: спи дома, раз не оправдала доверие!"

Ира, 11 лет: "На прошлой неделе ночевала у подружки: до ночи смотрели фильмы и бесились, как обычно: подушечные бои устраивали".


Автор статьи: Автор статьи: Елена Большакова

Материал предоставлен журналом Семья и школа (№5 2009 г.).

_________________
Изображение

"Знаете почему мне нравится эта работа? Бодрит!" (с)

http://flash-and-ice.livejournal.com


rvmeste.ru - учиться надо весело)

Не так уж много в жизни нужно: луч солнца, бриз, за лесом мыс, уютный сад, десяток книжек и.... смысл


Вернуться к началу 
 Сообщение Добавлено: 02 ноя 2011, 03:28 
Не в сети
Administrator
Administrator
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 мар 2010, 01:54
Бриллиантовый участник СП
Участий в СП:1068
Сообщения: 32248
Баллы репутации: 314
Андрей Максимов

Про учебу — по-честному

    Пожалуйста, я тебя очень прошу, практически умоляю: ПРОЧИТАЙ ЭТУ ГЛАВУ.
    Сын мой — мой соавтор — говорил мне: «Не писал бы ты, отец, про учебу да про учение... Так нас этими разговорами достали — просто сил уже никаких нет совсем...»
    Но все равно, пожалуйста, даже если не захочется тебе эту главу читать, захочется пролистнуть, а ты возьми да прочти.
    Обещаю, что не буду тебя поучать, а поведу разговор честный и важный.

    Я буду стараться, чтобы тебе не был скучен и этот наш разговор.
    Договорились?
    Договорились, а?

    Остался тут? Не пролистнул? Вот спасибо тебе большое.
    Есть, конечно, такие уникальные люди, которые очень любят ходить в школу. Просыпаются с утра пораньше, делают зарядку и со счастливыми улыбками на лицах мчатся в школу за знаниями. Прям так хотят знания получать — сил никаких нет.
    «Не надо, мне тусовок с танцами и компьютеров с играми, — бывает, говорят такие люди. — Дайте мне лучше задач математических, да диктанты подиктуйте, чтоб поболее и посложней».
    Такие люди есть, говорят. Мне самому, правда, видеть не приходилось, но кое-где такие индивидуумы встречаются.
    Подавляющее большинство детей в школу ходить не любят.
    Почему?
    Рано вставать неохота?

    Но ведь, если надо ехать с родителями в Египет или в еще какую распрекрасную страну, рано утром встается легко, непринужденно и даже весело.
    Значит, дело не в этом. А в чем?
    Жизнь в подавляющем большинстве школ идет по своим собственным законам, которые не имеют ничего общего с теми правилами, по которым идет остальная жизнь.
    Например, в жизни, как известно, встречаются люди умные и глупые. А в школе умными и глупыми бывают только ученики. Почему-то так считается, что учитель дураком быть не может. Странное дело получается: везде дураки обитают, а в среду педагогов, вроде как, не заглядывают… Так же ведь не может быть!
    Или еще странность. Вот если на улице к тебе подойдет незнакомый человек и скажет какую-нибудь гадость — ты или ответишь ему, или отойдешь, но вслушиваться в текст не будешь. В школе же ты должен выслушивать все, что тебе говорит учитель, при этом — хорошо бы еще потупить глаза (сыграв смирение), а то можно и замечание в дневник схлопотать.
    Наверное, родители нередко говорят тебе: мол, школа — это твоя работа… Как будто не понимают родители: работу ведь человек, как правило, сам себе выбирает, а в школе ты вовсе не выбираешь, какие предметы тебе учить, а какие — нет.
    Если взрослый человек занимается нелюбимым делом — это трагедия. А если ребенка заставляют учить нелюбимые предметы — это считается нормальным.
    Конечно, есть хорошие школы и есть хорошие учителя. Но в целом ситуация, надо признать, малосимпатичная.
    Поэтому главное умение, которое ребенок должен приобрести в школе, — это умение терпеть.
    Надо ли говорить, что это умение важное и для дальнейшей жизни необходимое? К сожалению, в жизни нередко приходится терпеть — делать то, что тебе не хочется, но необходимо.
    Ты не можешь изменить положение в школе. Ты не можешь дураку учителю сказать, что он — дурак. Ты не можешь не решать задачи по математике, даже если твердо решил стать, скажем, писателем или журналистом.
    Что остается? Остается терпеть.
    Но все-таки, согласись, глупо в течение одиннадцати лет заниматься в школе одним лишь обучением терпению, да еще тем, что находить друзей, влюбляться и предаваться иным прекрасным занятиям.
    Надо все-таки эти годы как-то постараться использовать с пользой.
    В школе надо умудриться получить те знания, которые пригодятся тебе в дальнейшей жизни.
    Наша школа устроена таким образом, что ученикам кажется, будто они учатся для учителей. Очень часто — если не чаще всего — ты учишь не для того, чтобы знать, а для того, чтобы получить отметку. А потом с легкостью забываешь то, что с таким трудом выучил.
    Я вообще бы призвал и родителей, и детей к оценкам относиться… как бы это сказать?.. спокойней. Очень часто — если не чаще всего — оценка отражает не уровень знаний, а отношение учителя к данному ученику.
    Человек учится для себя. И больше ни для кого.
    Человек учится для того, чтобы получить багаж знаний, который потом будет ему помогать жить.
    Главная задача в школе — не в том, чтобы стать отличником (для меня лично всегда были сомнительны люди, которые с одинаковым удовольствием и успехом учились по всем предметам). Даже не в том, чтобы сдать ЕГЭ (я лично ненавижу эту «единую государственную экзекуцию», но отдаю себе отчет в том, что сдавать ее все равно надо обязательно).
    Главная задача, которую должен поставить перед собой ученик в школе, состоит в том, чтобы выбрать свой жизненный путь и получить максимум знаний, которые помогут по этому пути идти.
    Если ты учишься в хорошей школе — тебе крупно повезло. Если у тебя хорошие, мудрые учителя — это большая удача.
    Но, в принципе, перед учениками школы стоит и еще одна очень сложная задача — вытерпеть и преодолеть массу школьных глупостей, не забыв при этом получить нужные знания.
    В жизни интересно делать только то, в чем ты видишь смысл.
    Если приказать тебе: «Выйди во двор и копай землю целый час», — ты умрешь от скуки. Но если тебе сказать: «Иди во двор, говорят, там зарыт клад, — копай», — тогда то же самое действие будет тебе интересно и даже доставит удовольствие.
    Чем раньше ты сделаешь свой жизненный выбор, тем проще тебе будет преодолевать все школьные глупости и интересней — получать знания по тем предметам, которые пригодятся тебе в жизни.
    Научись прислушиваться к самому себе: понимать, что тебе по-настоящему нравится делать, а что — нет.
    Если тебе, например, нравится читать книги, но ты за уши сажаешь себя за стол, чтобы решить задачу по физике, — это вовсе не значит, что ты весь из себя тупой. Вполне может быть, что ты — типичный гуманитарий и станешь, скажем, замечательным журналистом.
    Я могу повторять бесконечно: ни одного человека Господь не посылает на землю просто так, каждый посылается сюда для чего-то, с какой-то своей собственной, индивидуальной целью.
    Согласись, глупо тратить одиннадцать школьных лет безо всякого смысла. Ну если у нас такая система образования, в которой любому ребенку надо много всего терпеть, — что ж поделаешь? Но все-таки школа предоставляет уникальную возможность — научиться — научить себя — тому, что тебе очень пригодится в дальнейшей жизни.
    Увы, наша школа, как правило, не делает главного: она не учит твоих сверстников учиться. Учиться ведь надо всему, это невероятно, но ведь когда-то тебя даже учили самостоятельно пользоваться ножом и вилкой! А вот такому важному делу, как умение учиться, никто никого не учит. Так что приходится самому как-то справляться.
    Что такое учение? Это бесконечное получение всякого рода новой информации, чего-то такого, чего ты не знал.
    Но чтобы учение имело смысл, эту новую информацию надо не просто получить, но присвоить — сделать своей.
    Трудно себе представить, но когда-то тебя учили ходить, говорили: «Вот эту ножку поставь, потом — эту, и опять эту…» Теперь ты ходишь легко и непринужденно, даже не отдавая себе отчета в том, что умение ходить — это тоже знание, которое ты присвоил — сделал своим.
    Когда ты родился, ты не знал самых элементарных вещей. Ты, скажем, не знал, что люди делятся на мужчин и женщин; что родители — это те люди, которые родили ребенка; что Волга впадает в Каспийское море. Когда-то ты даже не умел включать телевизор…
    Уметь учиться — это значит уметь присваивать, делать своими те знания, которые пригодятся тебе в будущей жизни.
    Скажу тебе по большому секрету (даже родителям, пожалуй, не стоит об этом говорить): если ты уже определил свое жизненное призвание, то к разным урокам надо относиться по-разному.

    К некоторым — да простят меня учителя, родители и другие серьезные люди — надо относиться формально: выучил, отрапортовал, забыл.
    Зато к другим — тем, что будут тебе нужны в дальнейшей жизни, надо относиться очень серьезно, не ограничивая себя рамками школьной программы.
    Повторю еще раз, потому что это очень важно: твоя главная задача — прислушаться к самому себе, понять, куда тебя тянет, к каким наукам, к каким предметам.
    Да, в школе бывает иногда очень скучно. Да, в ней работают учителя хорошие и не очень. И даже совсем плохие, увы, встречаются. Да, школа дает огромное количество сведений, которые тебе не нужны и никогда не пригодятся. Да, в школе тебя нередко заставляют заниматься глупостями — я, например, до сих пор не могу взять в толк, для чего детей заставляют учить наизусть стихи, отбивая у них таким образом любовь к величайшему жанру литературы — поэзии.
    Все это так. Но школа может помочь тебе усвоить те знания, без которых ты потом не сможешь жить.
    И тут ты должен сделать шаг ей навстречу.
    Можно, конечно, провести в школе одиннадцать лет, не научившись совсем ничему. Но это как-то глупо и нерационально.
    Найди себя. Пойми себя. Определи свой путь в жизни. И усвой те школьные знания, которые помогут тебе по этому пути идти.
    Это и будет означать, что ты научился учиться. Поверь мне: это очень полезное умение.
    Если ты все-таки прочел эту главу, спасибо еще раз.


    Автор статьи: Андрей Максимов,
    писатель и телеведущий.
    Опубликовано 18 октября 2011 года.

_________________
Изображение

"Знаете почему мне нравится эта работа? Бодрит!" (с)

http://flash-and-ice.livejournal.com


rvmeste.ru - учиться надо весело)

Не так уж много в жизни нужно: луч солнца, бриз, за лесом мыс, уютный сад, десяток книжек и.... смысл


Вернуться к началу 
 Сообщение Добавлено: 04 ноя 2015, 03:13 
Не в сети
Super Org SP
Super Org SP
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 мар 2010, 10:33
Бриллиантовый участник СП
Участий в СП:1091
Сообщения: 55293
Откуда: Проспект,ГДК
Баллы репутации: 718
Катерина Мурашова: Крысиные бега. Заявка на участие
Для меня это интересно в первую очередь потому, что я достаточно часто сталкиваюсь с той или иной вариацией этой темы на своих приемах в поликлинике. Причем она одинаково регулярно возникает как в разговорах с родителями, взрослыми людьми, уже так или иначе выстроившими свою жизнь, так и в разговорах с подростками, находящимися в стадии «юноши, обдумывающего житье».
Выглядит это обычно так.
Родитель:
— Он (она) просто еще не понимает. Нужно стараться. Нельзя упустить шанс. Мир сейчас — это не то, что было у нас в советское время, когда так или иначе всегда тебя пристроят. Сейчас все по-другому. Никому до тебя дела нет. Если не будешь зубами грызть, так ничего и не будет. Я вот все свои возможности задействовала, чтобы его в эту, хорошую гимназию устроить. Вы думаете, это легко было? Но это ступень, из нее все поступают в университет. Там учителя, там контингент, атмосфера, если бы у меня такое в детстве было, я бы… я бы… Ну, в общем, это хорошая школа, в пятерке лучших в городе, да вы и сами знаете наверняка. (Я действительно знаю, школа от меня далеко, но неврозы оттуда приходят регулярно.) А он мог бы там учиться, это все учителя говорят, но не старается ни черта. Ленится просто. Ему бы с друзьями из прошлой школы погулять да «Вконтакте» посидеть. И вот сейчас выгонят его оттуда и куда он пойдет? В дворовую школу? И что там? Учителя и ученики ничем не мотивированы, отсиживают свое, да еще половина в классе из Средней Азии приехали… В ПТУ автомеханическое, как он говорит, заодно с дворовым приятелем? Я вас умоляю! Чему его там научат? Что он потом с этим делать будет? Что за жизнь его ждет? Но он сейчас не понимает, потому что глупый еще. Может быть, хоть вы ему объясните, как сегодня мир устроен? У меня не получается, у учителей тоже. Вы все-таки специалист, вдруг у вас приемы какие-то есть, чтобы он понял и поверил, что нужно зубами за эту гимназию до последнего держаться, потому что это — его единственный шанс прорваться в нормальную жизнь…
Подросток:
— Да, я действительно где-то ленюсь уроки делать, это правда. Но это не вся правда. Я на самом деле не особо хочу там учиться — вот в чем дело. Мне и трудно, и неинтересно. Там есть несколько человек, которые действительно сдвинуты на том, чтобы задачи решать. Вот им там самое место, я согласен. Они на всяких олимпиадах с четвертого класса выигрывают и потом, наверное, будут как Шелдон из «Теории большого взрыва». Вы смотрели? Да? Тогда я вас спросить хочу: а он чего-нибудь открыл, этот Шелдон? Ну, какую-нибудь пользу-то кому-нибудь хоть раз принес? Я внимательно смотрел, а потом мы с парнями говорили. Он такой весь всегда вундеркинд был, круче всех, но ему же уже за тридцать теперь — и чего? Там из них один инженер, он что-то для МКС придумал и смонтировал, другой астроном, в космосе открыл чего-то новое. А этот? Мне так кажется, что ничего, и парням тоже, но мы можем ошибаться, конечно, это бы надо у режиссера спросить. Но наплевать, ладно. Тут дело в том, что я-то никогда таким не был. И не буду уже никогда. Мне вообще-то машины нравятся. Современные, с компьютерами и всякими прибамбасами. Я бы хотел их чинить и сам на такой ездить. Это можно? Мне кажется, вполне. И машин в мире много, стало быть, дело нужное, и денег можно заработать достаточно, и я даже знаю, где этому учат, у меня там друг второй год учится и всё ему ладно. В прошлом году было как в школе, он жаловался, а теперь уже специальность пошла — интересно. Почему это плохо? Мне каждый день дома мама и бабушка долдонят, что я этим ПТУ загублю свою жизнь. А этой гимназией, где я на половине уроков просто ни черта не понимаю — что, спасу? Вы можете мне теперь объяснить, в чем тут прикол? Мама говорила, что можете...
Те, кто прежде читал мои материалы, легко догадается, что в этом случае я, конечно, встаю на сторону подростка. И, кстати, есть ли среди читателей поклонники сериала «Теория большого взрыва»? Если есть, то развейте, пожалуйста, наше с подростком (его прототип вполне реален) недоумение: за время действия сериала с детства гениальный Шелдон что-нибудь реальное открыл, изобрел? Если да, то что?
Но моя позиция, конечно, не отменяет самой дилеммы.
Является ли наш сегодняшний цивилизованный мир (западный и российский) «крысиными бегами», в которых мы все должны участвовать не по своему осознанному желанию, а потому, что нас к этому вынуждают? (Эту позицию отстаивала Алекс.) Так устроен этот мир, в нем есть ловушки, в которые мы все попадаем, и выбраться из них нельзя. Только бежать, бежать, бежать изо всех сил. И только так (участвуя) победиши, а отказавшийся или выбывший из гонки по той или иной причине — непременно лузер, проигравший. Это должны делать мы сами (потому что мир, повторюсь, так устроен), и в это же мы поневоле вовлекаем своих детей, учим их этому, преодолеваем их возможное сопротивление. Потом («пробившись» в этом мире благодаря нашим усилиям) они нам еще спасибо скажут. Или не скажут, но это все равно, потому что мы сделали для них все что могли в единственно правильном (крысиногоночном) направлении.
Или у нас есть выбор и можно не участвовать? (Эту позицию отстаивала я.) «Крысиные бега» вовсе не изобретение сегодняшнего дня. Но мир достаточно честен, и все призы участникам, а также плата за участие и неучастие ни от кого специально не скрываются и известны заранее, достаточно лишь поинтересоваться. Во времена действия романов Дюма французский аристократ мог стремиться ко двору и участвовать в интригах (блеск и интерес жизни и сопутствующие опасности подробно описаны в тех же романах), а мог не стремиться и жить спокойно в своем поместье. Во времена моего детства и юности можно было сделать партийную карьеру, а можно было и не делать, заняться чем-нибудь другим. Так было всегда и везде, кроме совсем уж традиционных обществ, которые не предоставляли своим членам практически никакого выбора, но и «крысиных гонок» тоже не устраивали.
Что думают уважаемые читатели? Есть ли «крысиные бега»? Усилились ли они в последнее время? Или, наоборот, наш мир постепенно отходит от конкуренции всех со всеми и все-таки постепенно движется к гармонии и благолепию? Если гонки есть, то обязательное ли в них участие? (Не будем рассматривать традиционные общества и дауншифтеров, говорим о жителях современных городов.) Или можно отказаться и не быть при этом проигравшим?

_________________
Мой телефон 89177446820 Мой пристрой
Сегодня подходящий день для того,чтобы любить, верить, делать и, в основном, жить.


Вернуться к началу 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
 
 Страница 1 из 1 [ Сообщений: 5 ] 




Список форумов » Дети » Дети - средние и старшие классы


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

 
 

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти: