Новости       |       Полезное       |       Форум       |       Реклама на сайте
Регистрация    Вход    Форум    Поиск   Newsletters    FAQ








Список форумов » Дети » Дети - младшие классы » Адаптация к школе




 Страница 1 из 1 [ Сообщений: 9 ] 



Автор Сообщение
 Сообщение Добавлено: 17 фев 2013, 03:33 
Не в сети
Super Org SP
Super Org SP
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 мар 2010, 10:33
Бриллиантовый участник СП
Участий в СП:1099
Сообщения: 55998
Откуда: Проспект,ГДК
Баллы репутации: 720
Предлагаю обсудить очень актуальную для меня тему. Один из моих мальчишек очень медлительный, а ему в этом году предстоит идти в школу. Хочется помочь ему легче пережить этот процесс, не усугубляя его проблему. Моему сыну подходят все признаки медлительных детей, поэтому я готовлюсь к тому, что придётся потрудиться нам обоим.

_________________
Мой телефон 89177446820 Мой пристрой
Сегодня подходящий день для того, чтобы любить, верить, делать и, в основном, жить.


Вернуться к началу 
 Сообщение Добавлено: 17 фев 2013, 03:58 
Не в сети
Super Org SP
Super Org SP
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 мар 2010, 10:33
Бриллиантовый участник СП
Участий в СП:1099
Сообщения: 55998
Откуда: Проспект,ГДК
Баллы репутации: 720
Школьные трудности медлительных детей

Медлительные дети – особая группа риска, т. к. их школьные проблемы могут быть связаны только с медленным темпом деятельности, который обусловлен особенностями нервной системы.
Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это индивидуальная особенность человека, которую нельзя изменить, но необходимо учитывать в процессе обучения.
Медлительных детей примерно 10–20%. У них медленный темп речи, ходьбы, всех движений, низкая скорость письма и чтения.
Доказано: даже небольшая степень медлительности сильно снижает шансы ребенка на школьные успехи. И поэтому помощь таким детям необходима не тогда, когда уже налицо неуспеваемость и отклонения в здоровье, а с первых дней обучения в школе.
Можно провести небольшой тест: положить перед ребенком лист бумаги в клетку и попросить его поставить точку в каждую клетку (на любой строчке), громко считая до десяти. В среднем дети шести лет выполняют это задание за 10–12 с, семи лет – за 6–8 с. А скорость действий у медлительных детей в 1,5–2 раза ниже, чем у сверстников.

– А теперь вот такое задание: в каждую клеточку ставь точку и громко считай: одна, две, три и так далее.
Лена старательно выводит точки и, растягивая слова, делая длинные паузы, считает.
– Хорошо, умница, а теперь сделай то же самое, только быстрее.
Девочка испуганно поднимает глаза и чуть слышно, виновато говорит: “Я быстрее не могу…” На глазах слезы, дрожат губы…
– Вот так всегда, – раздраженно замечает мама. – Я ей: побыстрее, а она чуть что – в слезы. Раньше не была такой плаксой.
Рассказ мамы: «Лена росла нормально, только ела плохо, часами могла над тарелкой сидеть. До трех с половиной лет дома была, а как пошла в детский сад, так одни жалобы: все уже гуляют давно, а она только одевается; все уже обедают, а она ботинки расшнуровывает. И дома все то же самое… Но главные мучения начались, когда Лена пошла в школу. Сначала буквы не могли выучить, уроки делали по 3–4 часа. Сколько мы тетрадей исписали, а толку никакого… Вот посмотрите. (Мама протягивает тетради, в которых на каждой странице красными чернилами: “Опять половина задания. Где вторая половина задания?”, “И это все?!”, “Грязно”, “Небрежно”, “Не стараешься!”) А сейчас все хуже и хуже и с письмом, и с чтением. У нее двойка по скорости чтения, и с математикой не очень…» Мама еще долго жаловалась на Ленино упрямство и капризы. В своей правоте она не сомневалась и хотела получить один совет: “Как заставить?”.
Разговорить Лену нам удалось с большим трудом. И мы узнали: она “самая медленная и весь класс назад тянет”; “измучила маму”, а мама часто наказывает ее: и за плохие отметки, и за грязь в тетради, и за то, что все не успевает… Теперь у нее часто плохое настроение, “плакать хочется”, и болит голова, “особенно когда уроки сажусь делать; маме говорю, а она не верит”. А еще Лена боится оставаться одна в комнате и вечером долго не может заснуть. Горестно поджав губы и не по-детски тяжело вздохнув, Лена заканчивает: “Надоело все, устала я”.


Результаты тестирования показали: интеллектуальное развитие, запас знаний и навыков Лены соответствуют возрасту, у нее хорошо развита речь, моторика, восприятие, но есть проблемы концентрации внимания (быстро отвлекается), организации деятельности (боится не успеть, волнуется, не проверяет выполнение задания), она все время ищет взрослого, надеясь на поддержку. Девочка удовлетворительно освоила школьную программу, но ее индивидуальный темп деятельности более чем в 2 раза ниже, чем у ее сверстников. Она очень медленно пишет, но, когда работает в своем темпе, почти не делает ошибок, нет дрожащих линий и дополнительных штрихов. Читает вслух с трудом – переставляет буквы, делает длительные паузы между слогами, иногда словно спотыкается и останавливается. Вообще делает все неуверенно, как будто думая, что делает неправильно. Похвале, подбадриванию в первый момент не верит, долго собирается, прежде чем начать выполнять задание, суетится, нервничает. Даже на слова: “Не спеши”, “Все хорошо” реагирует как на подгонку – настолько привыкла к тому, что “всегда отстает” и ее подгоняют. Результаты обследования подтвердили, что Лена – так называемый медлительный ребенок.
К сожалению, ни учителя, ни родители, как правило, не понимают состояния ребенка. Таким детям продолжают ставить двойки, ругать, упрекать в лени, не обращая внимания на страдания ребенка, тревожность, беспокойство, страхи. Постепенно растет утомляемость, появляются головные боли, нарушается сон, возникают новые и новые школьные проблемы. Заканчивается все, как правило, таким резким ухудшением здоровья, что нужна уже не только педагогическая помощь, но и лечение.

Ира– первоклассница, ей 7,5 лет. До школы девочка больше всего любила играть со своими куклами. До трех лет мама была с ней дома и старалась ограничивать контакты дочери с детьми, т. к. кончались они всегда Ириными слезами, “дети ее обижали и вечно отбирали игрушки, она очень огорчалась”. К детскому саду девочка привыкала долго, трудно и рада была любому поводу, чтобы остаться дома. Один раз, уже в старшей группе, наелась снега, “чтобы заболеть и не ходить в детский сад”. Да и воспитательница жаловалась на ее медлительность.
К школе Ира усиленно готовилась и пошла учиться с большим желанием, но первый день в школе закончился слезами. Ира ничего не успевала, сторонилась детей, вздрагивала и терялась, когда называли ее фамилию. Четкие и громкие команды учителя “встаньте, садитесь, слушайте” приводили ее в трепет. Уроки она делала с мамой. Нужно было писать красиво и быстро, мама нервничала, получалось все хуже и хуже. Школьные проблемы нарастали. В классе Ира почти ничего не делала, любое замечание учителя вызывало слезы. Учитель сердился, стыдил Иру, жаловался на ее поведение маме. К декабрю Ира замкнулась, часто “без причины” плакала, стала плохо спать (крутилась, вскрикивала во сне, с трудом засыпала), а однажды утром перед школой у нее началась рвота. Вызвали врача, решили, что это отравление. Несколько дней Ира не ходила в школу, и все было в порядке, но как только нужно было пойти в школу, рвота повторялась снова. Так продолжалось несколько недель, пока родители не обратились к врачу-психоневрологу. Выяснилось, что все эти нарушения были проявлением невроза, который возник у медлительного ребенка в результате ежедневных стрессов, жестких требований учителя и родителей.


Взрослые люди могут произвольно изменять скорость своей деятельности и делать что-то быстрее и медленнее, но самый быстрый темп медлительного человека все равно будет ниже, чем темп обычного человека. А ребенок в шесть лет может работать только со свойственной ему оптимальной скоростью. Причем многие исследователи считают индивидуальный темп деятельности врожденной особенностью, существенно изменить которую практически невозможно.
Подвижность нервных процессов определяет не только скорость самого движения, но и время от сигнала к началу действия до начала этого действия. С возрастом эти показатели совершенствуются, и, естественно, любые действия дошкольник выполняет значительно быстрее, чем 2–3-летние дети. Но индивидуальные различия не исчезают, порой они даже усиливаются. Среди поступающих в первый класс могут быть дети, у которых темп деятельности такой же, как у “быстрых” четырехлеток (но только темп, качество же работы, естественно, будет выше).
И учителя, и родители часто спрашивают: пройдет ли медлительность? Можно ли заставить ребенка работать быстрее? Нет, нельзя. С возрастом (если ребенок не будет доведен до невроза) темп любой деятельности увеличивается (по мере совершенствования самой деятельности). Однако у детей с низкой подвижностью нервных процессов он всегда будет ниже, чем у детей с высокой подвижностью.

Адаптация медлительных детей к школе
Медлительные дети, как правило, “удобны”, до школы они не вызывают беспокойства у взрослых, т. к. предпочитают спокойные игры. Из-за своей медлительности они с раннего возраста могут сторониться сверстников, а если родители поощряют такое поведение, не помогают ребенку, не учат двигаться, бегать, прыгать и иногда из-за боязни инфекции (или по другим причинам) сами ограничивают контакты с детьми, то все это усугубляет медлительность. В школе таким детям особенно трудно. В новой обстановке, в окружении новых лиц в условиях новых требований медлительный ребенок теряется, не знает, что ему делать, буквально “столбенеет”, когда к нему обращаются с вопросом, а в ответ чаще молчит или начинает плакать.
Адаптация в школе медлительных детей во многом зависит и от того, как воспринимали взрослые (дома, в детском саду) эту особенность ребенка. Если в семье к медлительности относятся спокойно, без раздражения, что-то помогают сделать, когда-то терпеливо ждут, ребенок не чувствует своей медлительности, не воспринимает ее как недостаток, а значит, не суетится, не нервничает.
Социальная ситуация развития медлительных детей до школы может складываться по-разному. Это определяет успешность и адаптации, и дальнейшего обучения.

Диме 5 лет 9 месяцев. Два месяца назад он начал заниматься в дошкольной гимназии (занятия 3 раза в неделю с 14:00 до 16:00). В гимназию ездит с бабушкой, еще 2 раза в неделю с папой ходит в бассейн, в те же дни, когда занятия в гимназии, с 11:00 до 12:00 изучает английский язык дома с учительницей. В детский сад не ходит. Болеет редко. В истории его раннего развития нет отягощающих факторов, развивался нормально.
По словам мамы, всегда был «спокойный, но очень ранимый, впечатлительный, умеет читать (научился сам в 5 лет), пишет печатными буквами, но только делает все ужасно медленно, ничего не успевает. Мы над ним дома смеемся: “Если тебя не торопить, то начнешь одеваться зимой,
а гулять выйдешь весной”. В последнее время стал раздражительным, плохо ест, аппетит пропал, а главное – не хочет заниматься, ни читать, ни писать, ничего не запоминает».
Рассказ Димы: “Они меня совсем замучили. Быстрее, быстрее, а у меня быстрее не получается, только голова болит”. На вопрос: “С кем из взрослых сложнее?” – отвечает: “С мамой и англичанкой”.
– Почему?
– Мама все время сердится, а англичанка говорит: “Ничего не успели, нужно больше заниматься”, и пишу я как курица лапой.


Результаты обследования показали, что у Димы очень высокий интеллектуальный уровень, хорошо развита речь, нет отклонений в развитии моторики, восприятия, памяти. Дима хорошо выполняет самые сложные задания, но нужно напоминать: “не спеши, работай спокойно”, иначе он торопится, делает ошибки, нервничает, постоянно вытирает вспотевшие ладошки. Движения четкие, размеренные, но очень медленные. Говорит тоже медленно, чуть растягивая слова. Читает без ошибок в том случае, когда напоминают “не торопись, спокойно”, но через пару строк начинает “спотыкаться”, “глотать слоги”, стремясь ускорить темп чтения. На вопрос: “Зачем так торопиться?” – отвечает: “Мама говорит, что нужно читать быстрее”.
Спешка, ограничение времени, постоянное “не успеваю” снижают качество работы. Нарушается качество чтения (запинки, “угадывание”, “проглатывание” слогов, плохое запоминание и понимание смысла прочитанного), письма (буквы неровные, нарушается четкость штриха, конфигурация букв, тремор – дрожащие линии), появляются ошибки и т. п.
Характер трудностей, состояние Димы и реакция взрослых достаточно типичны. Дима – медлительный ребенок, таковы особенности организации высшей нервной деятельности, определяющие темп и скорость его движений, письма, чтения. До тех пор, пока Дима не начал учиться в дошкольной гимназии, особых проблем его медлительность не вызывала. Дома давно привыкли и спокойно реагировали на то, что он медленно ест, медленно одевается. Но ситуация резко изменилась, т. к. обилие нагрузок заставило взрослых рассчитывать время: 3 раза в неделю занятия в гимназии, 2 раза (в те же дни) английский язык, 2 раза плавание, да еще домашние задания (в гимназии и по английскому). Все это потребовало четкой организации, иначе ничего не успеть.
С утра занятия английским языком (включиться – активно поработать – переключиться), потом собраться, ехать в гимназию, заниматься в гимназии (3 урока по 30 мин, и на каждом уроке быстро включиться – интенсивно поработать – переключиться на новое занятие и т. п.) – такой ритм жизни совсем не прост и для обычного ребенка 6–7 лет, но для медлительного он сложен вдвойне.
Что удалось сделать? Во-первых, развели по дням занятия английским языком и в гимназии. Сократили время приготовления домашних заданий, перестали упрекать Диму за медлительность. С пониманием отнеслась к ситуации учительница английского языка.
Нужно заметить, что Дима занимается в дошкольной гимназии 2 месяца. Все проблемы только обозначились и еще не стали причиной срыва здоровья. Но это было бы реально, если бы взрослые не изменили ситуацию.
На первом, наиболее сложном этапе адаптации к школе может и не быть каких-то специфических трудностей, связанных с несформированностью познавательных функций. Однако следует обратить внимание на состояние ребенка, его жалобы. Он может сильно уставать, жаловаться на головные боли. Меняется его поведение (может стать чрезмерно активным, суетливым или, наоборот, еще более вялым, заторможенным). Стоит разобраться, в чем причина. Возможно, ребенок просто устает от непосильного темпа работы, старается все успеть (что дается ему большой ценой), а возможно, он уже начал отставать, понимает это и огорчается.

Особенности обучения медлительных детей
Об этих детях часто говорят “инертны”, имея в виду, что они не поспевают за быстро меняющейся ситуацией. Если на уроке математики во время объяснения вдруг спросить, как пишется та или иная цифра, ответ ребенка будет неудовлетворительным, потому что он не смог быстро переключиться, перестроиться. На первый взгляд эта трудность переключения, невозможность выполнять быстро меняющиеся задания может показаться “непониманием”, “низкими учебными способностями”, а на самом деле ребенок просто не слышит, т. к. выполняет предыдущее задание.
Постоянные неудачи обескураживают ребенка, трудности возникают не только потому, что есть реальные причины, но и потому, что теряется уверенность в своих силах. Если при этом наказывает и учитель (плохой оценкой), и родители (порицанием или более серьезными мерами), то вместо поиска путей выхода ребенок сдается, теряет интерес и желание учиться. Он и сам начинает считать себя беспомощным, неспособным, а все старания – бесполезными.
Для медлительного ребенка все школьные нагрузки утомительны. Поэтому после школы ему лучше быть дома, в спокойной обстановке. Группы продленного дня не для медлительных детей.
Отрицательно сказывается на состоянии медлительного ребенка ограничение времени на отдых. Причем ограничение происходит настолько естественно, что на это никто не обращает внимание. Поскольку ребенок не все успевает сделать на занятиях, приходится многое наверстывать дома. Нередко домашние занятия во много раз превышают по продолжительности все нормы. В результате ребенок недосыпает, не гуляет, не отдыхает – некогда.
Следует отметить трудности чтения, очень характерные для медлительных детей. Проверка “техники чтения”, а фактически скорости служит для многих учителей основным критерием успешности освоения навыка. Форсирование скорости приводит к неравномерному темпу, нарушению связности, нерациональным движениям глаз в процессе чтения, делает чтение механическим, неэффективным. Нередки случаи, когда форсирование скорости чтения, длительные тренировки “на скорость”, неудачи и боязнь получить плохую оценку приводят к запинкам и даже к заиканию детей.
Порой медлительный ребенок не может (чисто механически) осуществлять артикуляционные движения, чтобы с нужной скоростью произносить звуки. У него могут наблюдаться неэффективные возвратные движения глаз, что ведет к сильному напряжению и утомлению. Ученик “спотыкается” на новых словах, останавливается, но, словно спохватившись, “бежит” по строке дальше. Темп чтения в этих случаях неровный, знакомые слова “глотаются”, в незнакомых часты пропуски, перестановки.
Необходимо подчеркнуть, что скорость чтения вслух не может быть основным критерием успешности формирования этого навыка. Чтение вслух требует фиксированного внимания к произношению слов, а трудность быстрого произношения заслоняет смысл слов, теряется их связь, понимание текста. Надо также учитывать, что чтение вслух можно рассматривать как процесс подачи информации (самому себе), и здесь уже вступают в силу законы восприятия информации, которая должна подаваться с определенной скоростью, иначе она плохо усваивается.
Кроме того, медлительным детям сложно осваивать правильный способ написания букв, запоминать верную конфигурацию, направление штрихов, размерность элементов. Темп изучения букв очень быстрый, а медлительные дети не успевают “ухватить”, понять, осмыслить объяснение учителя на уроке, а самостоятельно это сделать невозможно, и поэтому весь процесс формирования навыка тормозится.
Чаще всего медлительный ребенок приходит в школу убежденный в том, что он все делает не так, и в том, что взрослые всегда им недовольны. Иногда у медлительных детей довольно спокойно проходят первые учебные недели, а основные сложности начинаются во второй четверти. Увеличиваются объем, интенсивность письменной работы – и появляются проблемы. У ребенка два пути. Либо писать красиво в соответствии с требованиями, но медленно, либо быстро, как требует учитель (“Не отставай от темпа работы всего класса!”), но тогда появляются дрожащие линии, дополнительные штрихи, буквы “смотрят” в разные стороны, не соблюдается их высота и ширина, буквы не дописываются или пропускаются.
Увеличение объема заданий и скорости письма влияет на количество ошибок, а буквы порой невозможно разобрать. В школе и дома считают: “он начал лениться”, “пропало желание”, “мало занимается”. Еще большие трудности возникают, когда проверяют письмо и чтение “на скорость”.
Трудности медлительного ребенка в школе не ограничиваются письмом: любые задания, требующие записи, заставляют волноваться – вдруг не успеет.

В нашей практике есть пример медлительного третьеклассника, настолько измученного трудностями письма, что он предпочитал математические задачи любой сложности решать в уме, т. к. на запись и решение вместе ему никогда не хватало времени. У этого же ребенка конфликт
с учительницей английского языка, которая предпочитает проверять знания по предмету “на скорость”. Второй год Дима, почти без словаря читающий по-английски М. Твена (он учит английский с четырех лет), не получает в школе по иностранному языку больше тройки, т. к. мгновенно вспомнить английское слово он не в силах, а на раздумывание времени не дают. “Если знаешь – думать нечего”, – любит повторять учительница. Домашние задания она принципиально не оценивает (мол, родители помогают), а в классе Дима больше чем на тройку не успевает.


Влияние стиля преподавания учителя на успеваемость медлительного ребенка
Когда дети работают в классе, необходимо учитывать, что медлительный ребенок вынужден все время догонять, торопиться. Еще сложнее ситуация вызова к доске. Времени на обдумывание, включение в работу нет. Самое трудное или практически невозможное – быстро ответить на вопрос с места. Медлительный ребенок может прекрасно знать то, о чем его спрашивают, но подстегивания – “Опять не выучил!”, “Садись, не знаешь!” – создают не только стрессовую ситуацию ограничения времени, но и ситуацию эмоционального дискомфорта, напряжения, страха неудачи и унижения.
Уменьшить эмоциональное напряжение, активизировать высшую нервную деятельность и в т. ч. ускорить протекание таких функций, как внимание, память и др., помогает напряжение и расслабление мимических мышц, сгибание и разгибание пальцев рук (как раз те упражнения, которые рекомендуется проводить на физкультминутках).
Когда мы советуем родителям медлительного ребенка выбрать учителя, это вызывает удивление. Однако в таком выборе есть смысл. Учитель активный, с быстрыми движениями и речью, сам того не желая, будет создавать для медлительного ребенка постоянную ситуацию напряжения и неудачи.
Темп речи учителя очень важен для восприятия. Быстрый темп речи доступен далеко не всем детям, часть информации при этом просто теряется.
При постоянной подгонке ребенок работает медленнее не потому, что делает это назло, а потому, что скорость работы мало зависит от его желания. Во-первых, дети 6–7 лет плохо регулируют скорость действий. При слове “Быстрее!” они начинают суетиться, громче или тише считать, а скорость остается той же или даже снижается. Во-вторых, у медлительных детей проходит в 2,5–3 раза больше времени, чем у сверстников, от сигнала к действию (“выполняй”, “делай”, “начинай”) до начала действия. Окрик, раздражение, недовольство взрослых еще больше замедляют подготовительный период. Порой у взрослых просто не хватает терпения подождать, когда такой ребенок “соберется с мыслями”.
К сожалению, не все учителя знают: темп письма и чтения у медлительных детей никак не сказывается на качестве чтения. Медлительные дети часто читают очень хорошо, вдумчиво, умеют подробно пересказывать. Если удается найти варианты индивидуальной работы, которые позволяют медлительному ребенку работать в своем темпе, то процесс обучения может быть очень эффективным.
Приведем еще один пример типичных проблем медлительных детей.

Антон – первоклассник, в школу пошел в 6 лет и 7 месяцев. До школы ребенок научился самостоятельно читать, неплохо писал печатными буквами, у него хорошая память, много разнообразных интересов. В 5 лет начал заниматься в музыкальной школе по классу флейты. Эти занятия ему очень нравятся.
Со слов мамы, мальчик впечатлительный, легкоранимый, медлительный (медленно ест, очень медленно одевается), долго настраивается и с трудом переключается на новый вид деятельности, не любит шумных, активных игр. В школу пошел очень охотно, но с первого дня обучения волнуется, что “будут ругать” (учительница – активная, громогласная, с быстрой речью и резкими движениями).
Жалобы учителя: мальчик ничего не успевает, всегда выполняет лишь часть задания и по письму, и по математике, не справляется с контрольными работами, не может писать диктант, пропускает буквы, слова и даже предложения, читает медленно. К апрелю стал все делать еще медленнее и читать словно разучился. С программой обучения 1-го класса не справляется.
Результаты углубленного тестирования (в середине апреля): отмечен достаточно высокий уровень интеллектуального развития ребенка как по вербальным, так и по невербальным показателям. Мальчик отличается хорошей, правильной речью, эффективной организацией деятельности. За­дания выполняет в соответствии с инструкцией учителя, уточняет то, что непонятно. Однако очень волнуется. Темп деятельности чрезвычайно медленный, перед началом выполнения любого (самого простого) задания детально планирует его, обдумывает, все делает основательно. Движения четкие, размеренные, но очень медленные.
Жалобы ребенка: дома все получается лучше, чем в школе, в тетрадях за классные работы плохие оценки, вчера на контрольной по математике получил двойку – ничего не решил (“пока думал, не успел записать”), двойка по “технике чтения” (“раньше любил читать, теперь – нет”).
Письмо – небрежный почерк, пропуски букв, слов, плохо пишет диктанты. Домашние работы выполнены четким почерком, практически без ошибок. По мнению учителя, “дома старается, а в классе – нет”.
Динамика трудностей. Первое полугодие было относительно благополучным (по-видимому, сказалась хорошая дошкольная подготовка), работал медленнее других детей, но в целом сильно не отставал. Резкое ухудшение функционального состояния произошло в середине января после 10-дневной болезни (ОРВИ): стал хуже читать, испортился почерк. В дальнейшем трудности усугублялись. Ребенок стал замкнутым (хотя и не был никогда особенно активным), вялым, “словно отсутствует”, очень нервничает при проверке техники чтения “на скорость”, “почти заикается”, стал читать хуже, чем в начале года.
Заметим, что отличная техника чтения “на скорость” для учительницы Антона – одно из непременных достижений каждого ученика, и она добивается высокой скорости любой ценой.


Характер и динамика трудностей Антона типичны для медлительных детей. Относительно спокойная ситуация в первом полугодии объяснялась тем, что он уже умел читать и писать и медленный темп деятельности в классе на начальном этапе обучения соответствовал требованиям, не мешал ему в усвоении знакомого материала. Окончание букварного периода, увеличение объема и скорости работы свели на нет “запас прочности”, и все трудности проявились словно неожиданно.
На обычных детей ускорение темпа речи оказывает стимулирующее влияние, и они воспринимают больше информации; у медлительных же детей при ускорении темпа речи происходит снижение количества усваиваемой информации.
В этой ситуации необходимо было изменить требования к ребенку, учитывать особенности его деятельности, проявлять такт и терпение и не требовать никаких действий “на скорость”. Однако этого не произошло, и в апреле учительница настаивала на переводе ребенка в класс коррекции, считая его не способным освоить программу. Хорошо, что родители Антона отнеслись к его проблемам с пониманием. Мальчика пришлось перевести в другую школу.
Нетрудно представить, насколько усугубились бы все проблемы детей в любом из описанных примеров, если бы у кого-то из этих детей были не сформированы моторика или речь, зрительное восприятие или зрительно-моторные координации, нарушено внимание и память и т. п.

_________________
Мой телефон 89177446820 Мой пристрой
Сегодня подходящий день для того, чтобы любить, верить, делать и, в основном, жить.


Вернуться к началу 
 Сообщение Добавлено: 17 фев 2013, 04:00 
Не в сети
Super Org SP
Super Org SP
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 мар 2010, 10:33
Бриллиантовый участник СП
Участий в СП:1099
Сообщения: 55998
Откуда: Проспект,ГДК
Баллы репутации: 720
продолжение...

Особенности медлительных детей
Еще раз перечислим особенности медлительных детей.
1. Скорость деятельности медлительных детей значительно ниже, чем у их сверстников (скорость письма ниже почти в 2 раза, скорость выполнения простых движений – в 1,6 раза, скорость решения логических задач – более чем в 1,5 раза). Следовательно, тезис “умеет (знает) – сделает быстро” неприменим к этим детям. Они могут все прекрасно знать и уметь, но не успевать выполнять.
2. У медлительных детей в 2 раза ниже продуктивность работы. Это значит, что они могут работать качественно, но медленно либо быстро, но некачественно. Постоянные требования учителя и родителей увеличить темп деятельности буквально толкают детей на снижение качества работы (ухудшается почерк, появляются ошибки, неправильно решаются примеры и задачи, нарушается эффективность чтения и т. п.).
3. У медлительных детей почти в 2 раза длиннее отрезок времени от сигнала к действию до начала самого действия. Эта особенность очень четко проявляется при включении ребенка в работу и при переключении его на новый вид деятельности. Важно подчеркнуть, что при форсировании скорости выполнения задания время его выполнения не только не уменьшается, но увеличивается. Это свидетельствует о неэффективности “подгонки”.
4. У медлительных детей значительно дольше формируются новые навыки, и поэтому так сложен процесс формирования всех учебных навыков и прежде всего письма.
5. Медлительные дети усваивают на треть меньше информации по сравнению с их сверстниками при одинаковой (быстрой) интенсивности ее подачи, а если темп подачи информации ускоряется, то медлительные дети воспринимают меньше половины информации. Это позволяет понять, почему у активного, с быстрой речью, быстрыми движениями учителя медлительному ребенку особенно трудно учиться.
При работе в оптимальном темпе качество и точность работы медлительного ребенка могут быть очень высокими, но слабая сопротивляемость утомлению является тем неблагоприятным фоном, на котором проходит вся учебная деятельность медлительного ребенка и в школе, и дома. Но это отнюдь не означает, что умственная деятельность медлительного ребенка качественно хуже.

Основные правила работы с медлительными детьми в школе и дома
В работе с медлительным ребенком особенно важны терпение и спокойствие. Главное – не торопить ребенка, не напоминать о его медлительности, не ругать, не стыдить за медленный темп деятельности.
Необходимо сделать все возможное, чтобы медлительный ребенок не чувствовал себя виноватым и ущербным.
Необходимо создать условия для работы ребенка в свойственном ему темпе. Таких детей в классе обычно трое-четверо. Можно организовать работу в малой группе, еще лучше дать каждому индивидуальное задание.
Не следует торопить медлительного ребенка. Он не будет работать быстрее, но начнет суетиться, нервничать. При быстрой работе пострадает качество.
С первых дней обучения ребенок должен понимать, что оценивается не объем работы, а ее качество. Это особенно важно на начальных этапах обучения письму и чтению.
На проверочных и контрольных работах медлительный ребенок должен либо получать меньший объем заданий, либо иметь большее время на их выполнение. Даже диктант целесообразнее провести с группой детей, которые медленно пишут (в этой группе могут быть не только медлительные обучающиеся, но и, например, дети, которые медленно пишут из-за несформированности моторных функций).
Медлительного ребенка не рекомендуется в первом классе вызывать для быстрого ответа к доске или спрашивать с места (если он сам не вызывается). Для того чтобы ребенок привык отвечать, можно заранее предупредить его, важно, чтобы этот вызов не был неожиданным, т. к. ребенок может не успеть переключиться на новый вид деятельности.
Задания с ограничением времени, соревнования “кто быстрее” и т. п. трудны для медлительного ребенка. Качество их выполнения может быть гораздо выше при работе без ограничения времени.
Медлительный ребенок должен иметь время на включение в любую деятельность, и самые простые ритуалы (разложить тетради, приготовить все необходимое для чтения и т. п.), повторяющиеся ежедневно, помогают ему успешно работать.
Четкая организация режима дня помогает медлительному ребенку справиться с нагрузками, в определенное время включиться в работу. Учителю вместе с родителями рекомендуется спланировать режим дня такого ребенка. В первом классе следует исключить все дополнительные нагрузки.

М.М. Безруких,
д-р биол. наук, проф., академик РАО, директор Института возрастной физиологии РАО
[url=http://kapustinaor.jimdo.com/родителям/статьи/]источник[/url]

_________________
Мой телефон 89177446820 Мой пристрой
Сегодня подходящий день для того, чтобы любить, верить, делать и, в основном, жить.


Вернуться к началу 
 Сообщение Добавлено: 17 фев 2013, 04:02 
Не в сети
Super Org SP
Super Org SP
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 мар 2010, 10:33
Бриллиантовый участник СП
Участий в СП:1099
Сообщения: 55998
Откуда: Проспект,ГДК
Баллы репутации: 720
Медлительный ребенок

Мама семиклассника Алеши жаловалась, что у сына в школе изо дня в день происходит одна и та же неприятность. Учительница задает ему вопрос, а Алеша стоит и смотрит в потолок, погруженный в свои мысли. Учительница в конце концов говорит:
— Садись, два!
Мальчик возвращается на место, урок идет своим чередом,и вдруг в голове Алеши четко прорисовывается ответ. Он поднимает руку:
— Я вспомнил!
А учительница отмахивается:
— Поздно уже!
Мама ребенка обратилась к психологу с вопросом:
— А нельзя ли сделать так, чтобы он вспоминал ответы побыстрее? Он ведь мальчик умный!

С похожей проблемой столкнулась и мама восьмилетней Даши. Девочка учится во втором классе и делает уроки по три-четыре часа, хотя задают не так много. Просто Даша никак не может сосредоточиться: напишет несколько букв и смотрит в окно. В результате девочка и сама устает от такого продолжительного сидения за столом и просит маму отпустить ее побегать. Мама с горечью смотрит в тетрадь: там нет и половины упражнения.
— Как бы научить ее работать быстрее? – спрашивает мама. – Жалко тратить на уроки целый день!

Ребенок может быть медлительным по нескольким причинам. Причины эти важно установить, прежде чем вы начнете решать проблему педагогическими методами.
Он флегматик
Возможно, медлительность – это особенность темперамента вашего ребенка. Для флегматика характерны низкий уровень психической активности, медлительность, невыразительность мимики, вялость речи.
Флегматикам очень трудно переключаться с одного вида деятельности на другой, приспосабливаться к новой обстановке. Если причина медлительности школьника – темперамент, вы могли это заметить еще в дошкольном возрасте. Дети-флегматики могут часами играть с одной игрушкой или слушать одну и ту же сказку в течение месяца. В школе такие ребята обычно успевают по какому-нибудь одному предмету, а на другие не хватает времени. У них очень устойчивые эмоции и взгляды. Их трудно в чем-либо переубедить.
Темперамент – это врожденное свойство нервной системы, поэтому сильно изменить его невозможно. Однако есть методы, обучающие флегматика работать быстро, а значит, помогающие ему адаптироваться в обществе (ведь медлительные люди многих раздражают). Что же это за методы?
1. Включаем таймер
Когда флегматик погружается в какую-либо деятельность, например, выполняет домашнее задание, он может забыть о времени и часами разбирать одну задачу или многократно перечитывать интересный абзац. Поэтому, чтобы он контролировал себя, надо договориться: «На домашнее задание тебе отводится всего час. Я ставлю таймер, и когда он сработает, время на уроки истекло».
Лучше всего для этой цели использовать настольные электронные часы с функцией таймера. Они не должны стоять прямо перед глазами ребенка, чтобы не отвлекать его. Их надо поставить где-нибудь сбоку, чтобы школьник мог посмотреть, сколько времени осталось до конца. Конечно, если ребенок не успеет закончить все вовремя, нельзя отбирать у него учебники и выгонять из-за стола. Но указать ему на то, что он опоздал, надо. Не лишним будет после этого включить еще один таймер, чтобы школьник оценил, сколько минут ему не хватило.
Если же ребенку удалось уложиться в сроки, надо обязательно его похвалить. В своем блокноте мама может ставить школьнику оценки за скорость выполнения домашнего задания. Замечательно, если время, отведенное на уроки, упирается в начало какой-то интересной передачи. Тогда у ребенка будет стимул выполнить задание до назначенной минуты, чтобы не опоздать на мультик или фильм.
2. Обгоняем школу!
Поскольку флегматику тяжело переключаться с одного предмета на другой, в начале лета будет целесообразно купить ребенку учебники следующего класса, чтобы он прочитал их все по очереди.
В отличие от других детей, флегматик не откажется от такого времяпрепровождения, ведь он не сторонник подвижных игр. Главное – не давить не него и не подгонять. Это не задание, это шанс познакомиться со школьным материалом заранее и в спокойном темпе. Возможно, на даче, сидя в кресле, ребенок прочитает с начала до конца учебник истории, а потом возьмется за географию… Он сможет насладиться медленной учебой. И не будет этих постоянных, ненавистных ему переключений с одного предмета на другой.
«Обгонять школу» можно и в зимние каникулы, и в выходные дни. Не стоит беспокоиться, что ребенку, заранее ознакомившемуся с программой, в школе будет неинтересно. Флегматик обожает повторять одно и то же, и старый материал слушает даже с большим удовольствием, чем новый.
3. Соревнуемся
Ребенка-флегматика надо хотя бы на время отдать в спортивную секцию, где есть соревнования на скорость. Это может быть плавание, бег, лыжи. Скорее всего, великим спортсменом он не станет, но научится концентрировать энергию, сосредотачиваться на главном, собираться с силами. Все это очень пригодится в жизни.
Он отвлекается
Некоторые дети делают все медленно, потому что не могут сосредоточиться. Такая проблема чаще всего бывает у первоклассников. Связана она с тем, что у ребенка недостаточно развито произвольное внимание.
Произвольное внимание – это способность человека под влиянием намерения и поставленной цели сосредоточиться на деятельности, которая может быть в данный момент неинтересной и трудной. Он понимает, что, пожертвовав сиюминутным удовольствием, получит гораздо большее удовольствие, когда цель будет достигнута. Например, первокласснику интереснее катать по столу машинку, чем решать задачу. Однако он понимает, что если сделает задание, то завтра получит пятерку, и удовольствие от хорошей оценки будет больше, чем от катания машинки. Произвольное внимание основано на воле, младший школьник учится проявлять волю для достижения цели.

Как помочь ребенку, если произвольное внимание у него недостаточно развито?
1. Мотивация
Нужно поговорить с ребенком о его будущем. Каким он себя видит через десять-пятнадцать лет? Чем он будет заниматься, будет ли у него семья, дети? Как он собирается зарабатывать деньги? Ребенок должен почувствовать себя членом общества и понять, что от его нынешней учебы зависит, как он будет жить дальше.
Однако не следует заглядывать лишь в отдаленное будущее. Надо постараться вызвать у ребенка интерес к учебе, показав, как могут применяться его знания на практике. Например, можно дать ему посчитать деньги и спросить, хватит ли их на нужные покупки.
2. Упражнения
Есть специальные упражнения на развитие произвольного внимания. Например, ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд десять тре-угольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребенок переспрашивает, надо ответить «Делай, как понял». Если он справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.
Его что-то тревожит
Некоторые дети делают все медленно, потому что боятся допустить ошибку. Это связано с тревожностью и неуверенностью в себе. Как правило, тревожные дети боятся либо родителей, либо учителя, либо сверстников, а иногда всех сразу.
Когда родители наказывают ребенка за двойки, он панически боится ошибиться. На контрольной его охватывает страх. Рука отказывается писать, ребенок много раз перечитывает задание, а когда напишет строчку, снова и снова проверяет ее.
Если школьник боится учителя, он не может сосредоточиться в его присутствии, а при другом преподавателе все делает быстро и хорошо.
Сверстников ребенок боится в двух случаях. Либо он пользуется у них большим авторитетом, и для него просто недопустимо получить плохую оценку. Либо сверстники относятся к нему негативно и с удовольствием посмеются над его неудачей. Однако это вовсе не полный перечень вариантов тревожности.
Бывает, что ребенок находится в стрессе после пережитой катастрофы, развода родителей или смерти близкого человека. Это также повышает общий уровень его тревожности, что сказывается на скорости написания классных и домашних работ. В этом случае надо постараться найти источник тревоги, а потом уже решать: либо его устранять (например, уйти от плохого учителя), либо помочь школьнику адаптироваться, если устранить то или иное обстоятельство невозможно.
Он озабочен другой проблемой
Ребенок делает все медленно, потому что все его мысли вертятся вокруг какой-то важной проблемы, а уроки выпадают из сферы его внимания. Надо заниматься, а он, словно перегруженный компьютер, зависает, глядя в одну точку.
Проблемы, беспокоящие ребенка, могут быть самыми разными. Спросите малыша, может быть, он голоден, может, ему холодно или у него что-то болит. Согласитесь, тяжело думать о занятиях, если болит голова, живот или зуб! Но, к сожалению, не каждый ребенок готов признаться в этом родителям. Проблемы могут быть и в семье: ребенок переживает из-за ссоры родителей или из-за болезни бабушки. Очень часто ребят беспокоят конфликты в среде сверстников: друг предал, девочка понравилась, но предпочла другого, нет модной куртки…

Таким образом, если родители обеспокоены медлительностью своего чада, они должны подумать, что в конкретном случае может быть причиной этой проблемы. Давно ли ребенок стал медлительным? После какого случая? С какими людьми он общался в тот момент, когда его медлительность стала заметна? Эти вопросы можно обсудить с самим школьником или дать ему прочесть эту статью. Возможно, он сам найдет причину своей медлительности и подскажет выход из сложившейся ситуации.
Журнал "Здоровье школьника"

_________________
Мой телефон 89177446820 Мой пристрой
Сегодня подходящий день для того, чтобы любить, верить, делать и, в основном, жить.


Вернуться к началу 
 Сообщение Добавлено: 17 фев 2013, 04:03 
Не в сети
Super Org SP
Super Org SP
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 мар 2010, 10:33
Бриллиантовый участник СП
Участий в СП:1099
Сообщения: 55998
Откуда: Проспект,ГДК
Баллы репутации: 720
Помогает ли тренировка медлительным детям?

Да, специальные исследования показали: систематические занятия способствуют повышению скорости работы и у дошкольников, и у школьников. Наиболее успешна такая тренировка в возрасте от 4 до 6 лет. Для того чтобы занятия были эффективными, следует так организовать жизнь ребенка, чтобы все нагрузки были тренирующими. Кроме того, необходима и специальная тренировка - ежедневные 10-15-минутные занятия. Создать такие условия совсем не сложно, но есть особая тактика, которую вы должны соблюдать: не спешите, не торопите ребенка, не нервничайте при этом сами, не дергайте и не подгоняйте его. Вы спешите? Это уже ваши проблемы. Помните: любая спешка приведет к еще большему замедлению! Спокойно, без раздражения ждите, когда ребенок встанет (кстати, медлительные дети не вскакивают тут же с постели, они должны отойти от сна, минут 5-10 просто полежать), умоется, позавтракает. Лучше разбудите его пораньше...
Не конфликтуйте вечером перед сном, не корите за долгие сборы ко сну. При этом вы и сами должны быть достаточно организованны - иначе успеха не будет. Нужно облегчить ребенку выполнение всех повседневных дел: помочь в этом может четко организованный режим. Если ребенок привыкнет (это требует времени, поэтому наберитесь терпения) в одно и то же время вставать и ложиться спать, есть и делать уроки, если он будет знать, что предстоит, а что он уже выполнил, то справляться с медлительностью ему станет гораздо легче.

Можно придумать немало игр, которые помогут ребенку преодолеть ее: важно делать что-то вместе, соревнуясь - но при этом важно не увлечься "ролью победителя" и подстроиться под его темп.
Непростой вопрос: можно ли действовать на копушу юмором? Да, можно пошутить над копушей - но по-доброму, без раздражения! Можно подчеркнуть это качество у себя - и пусть посмеется ребенок. Дадим ему возможность осознать свою медлительность и в то же время не чувствовать себя ущербным и неспособным.
Приучите себя (и его тоже) к мысли: оттого, что он медлительный, он не хороший и не плохой, - а просто вот такой, как есть. И ему нужно помочь именно с этими его качествами ориентироваться и в школе, и в жизни.

Как еще тренироваться? Необходимо знать: тренировка с помощью постепенно ускоряющихся движений мало успешна; использование предельных скоростей эффективней, но приводит к утомлению. Наиболее успешна работа с использованием приема "медленно-быстро": в занятия включаются резкие переходы от медленного темпа движений к быстрому и обратно; а время от времени даются и предельные скорости движений.
Вы можете использовать игры со сменой скорости движений:
1) ходьба-бег-ходьба медленная;
2) хлопки ладонями медленно-быстро-медленно;
3) "бег" пальчиками (большим и указательным); для ребенка это довольно сложное задание, поэтому сначала пусть научится так "бегать" в обычном темпе; можете посоревноваться;
4) прыгать через прыгалку, меняя темп;
5) стучать по столу или на барабане (всеми пальцами или одним);
6) чертить палочки и ставить точки. Для этого используйте тетрадь в клетку;
7) то же задание, но усложненное - ставить точки, чертить палочки и считать: "Один, два, три..." - до десяти.

Когда ребенок научится работать в определенном темпе и замедлять его, можно попробовать игры с максимально быстрыми движениями. Не огорчайтесь, если вначале на ваше "Быстрее!" может выйти еще медленнее, особенно для тех движений, которые выполняются руками, пальцами. На начальном этапе не стоит играть в "кто быстрее".

Когда проводить эти занятия? В любое время дня, главное, чтобы они были систематичными, не нудными, а интересными, не тягостной обязаловкой, а веселой игрой.

Для снятия эмоционального напряжения можно использовать специальные комплексы аутогенной тренировки. Считается, что уже в 7-8 лет дети способны осознать правила аутогенной тренировки и применять ее осмысленно. Если у вас есть возможность посещать специальные группы аутогенной тренировки для детей (или вместе с детьми) - это прекрасно. Если нет, вы можете сами использовать некоторые приемы дома. Для того чтобы такая тренировка была эффективной, нужно сначала расслабить ребенка, снять напряжение. Знаете ли вы, что движения, подвижные игры, гимнастика, упражнения с мячом и скакалкой не только укрепляют ребенка физически, но и снимают напряжение, дают необходимую разрядку?

См. на нашем сайте следующие статьи:
- Дыхательные упражнения
- Аутогенная тренировка
- Занимательный аутотренинг
- Метод "хохочущих" фотографий

Если вы найдете несколько раз в неделю полчаса-час для того, чтобы побегать вместе с сыном или дочкой, поиграть в кошки-мышки, догонялки, лапту, бадминтон или просто попрыгать "как заяц", походить "как медведь", побегать "как лев", вы заметите, как исчезает напряженность, настороженность, неуверенность, как налаживается ваш контакт с ребенком. Можно расслабить ребенка вечером, перед сном, предварительно погуляв вместе, обсудив какие-то дела. "Поет ли мама тебе перед сном песни?" - спрашиваем мы малышей. Типичный ответ: "Раньше пела, теперь - нет, говорит, что я уже большой". Хорошо бы сесть рядом (не торопясь, не дергаясь оттого, что дел много или по телевидению интересная программа), погладить ребенка по голове, по спинке легкими спокойными движениями, провести несколько раз по лбу, как бы снимая все дневные заботы и тревоги, приговаривая что-нибудь ласковое, доброе... Не лишайте ребенка своего тепла, даже если он чем-то рассердил или огорчил вас! Не вспоминайте на ночь о неприятностях! Особенно важно это для тех детей, которые плохо засыпают и тревожно спят. По мнению австрийского врача Гизелы Эберлейн, у детей младшего возраста основу страха составляют неразрешенные, "непроработанные" конфликты. Ребенок чувствует себя под угрозой, у него сохраняется беспокойство - и он плохо спит. Взрослые часто не могут выяснить причину этих нарушений: маленький ребенок ведь не умеет выразить словами свое состояние... Помогает в засыпании какой-нибудь утешитель - медведь, заяц, кукла...

Очень помогают преодолеть дневные неприятности и страхи любимые сказки или истории с продолжениями - и обязательно с хорошим концом! Можно помечтать о близких каникулах или воскресной прогулке, интересной книге, которую вы начнете завтра, или покупке велосипеда. Но только ни в коем случае не ставьте условие "если..." - вы можете попасть в тупиковую ситуацию.
Мы хотели бы подчеркнуть: любые усилия по расслаблению, снятию напряжения не будут эффективны, если напряжение царит в доме. Известный психотерапевт А. И. Захаров заметил: для ребенка существенно не только ваше недовольство, выраженное явно в любой форме, но и недовольство, внешне не выраженное, но услышанное им интуитивно. А услышанное, оно вызывает у детей состояние неопределенности и тревожного ожидания. Помните об этом. Если мама вечером постарается сделать так, чтобы напряжение спало, чтобы сын расслабился, а папа утром даст волю своему раздражению ("Опять копаешься!"), никакого толку от занятий не будет. Порой родителям трудно договориться между собой. Но все-таки постарайтесь: единая и согласованная тактика отношения к ребенку, к его поведению, к его успехам и неудачам - непременное условие успешности любых занятий.
Итак, медлительность - свойство нервной системы. Нельзя заставить ребенка делать все так быстро, как хотят взрослые. Нельзя сравнивать медлительного ребенка с его подвижным сверстником. Быстрый темп дается медлительным детям большой ценой. Постоянный цейтнот, в котором они живут, - один из самых вредоносных факторов; это путь к неврозам.
Но это не значит, что медлительные дети обречены быть вечно отстающими. Во-первых, идет возрастная компенсация; во-вторых, в силах родителей облегчить ребенку приспособление к школе.
И тогда к четвертому примерно классу ребенок выравнивается и чувствует себя равным среди сверстников...
источник

_________________
Мой телефон 89177446820 Мой пристрой
Сегодня подходящий день для того, чтобы любить, верить, делать и, в основном, жить.


Вернуться к началу 
 Сообщение Добавлено: 17 фев 2013, 04:06 
Не в сети
Super Org SP
Super Org SP
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 мар 2010, 10:33
Бриллиантовый участник СП
Участий в СП:1099
Сообщения: 55998
Откуда: Проспект,ГДК
Баллы репутации: 720
Заторможенные и туповатые? Нет! Уравновешенные и рассудительные!

Медлительные дети мало и неохотно говорят, трудно сходятся с другими ребятами, склонны к полноте, не могут постоять за себя, с трудом переключаются на другой вид деятельности. Терпеливые и любящие родители могут увидеть за этими качествами не только недостатки, но и превратить их в достоинства. Медленные дети осторожны и основательны. Они не становятся душой компании, но очень ценят дружбу и хорошее к себе отношение. В малышовом возрасте это может приносить огорчения: более эмоционально подвижные дети сначала предлагают дружить, а потом отворачиваются. И в этот момент родители должны поддержать ребенка, который по-настоящему страдает, потеряв с таким трудом налаженный контакт. Зато позже, в юности, верность и надежность будут оценены друзьями. Потому что из вашего ребенка вырастет внимательный, вдумчивый и сочувствующий слушатель, который бывает даже притягательнее, чем хороший собеседник.
Еще одна особенность медлительных детей — склонность ко всему привычному, обжитому. Вероятно, это способ защиты от стремительного, агрессивного и опасного, на их взгляд, мира. Они просят читать им уже знакомые книжки, любят гулять в хорошо известных местах, долго осваиваются в незнакомых обстоятельствах и присматриваются к новым людям. Поэтому если вы уже подыскали школу и будущую учительницу для своего ребенка, постарайтесь попасть именно к ней для подготовки к школе. Пусть у ребенка будет время приспособиться, привыкнуть.
Большое количество новой информации или впечатлений пугает медлительного ребенка. В то же время его нельзя совсем уж предоставить самому себе: тормошить нужно, но в меру. Например, если вы хотите познакомить его с буквами, цифрами, таблицей умножения или геометрическими фигурами, не следует завешивать стены сразу всеми соответствующими таблицами, раскладывать на столе дидактические карточки, кубики, развивающие материалы. Лучше размещать все это постепенно, добавляя новые предметы к знакомым, уже освоенным.
Медлительные дети болезненно воспринимают любые внезапные и радикальные перемены — от обустройства рабочего места до распорядка дня. Им важно быть уверенными хотя бы в какой-то незыблемости правил и уклада жизни. Для них особенно тщательно нужно подбирать будущее место учебы, поскольку необходимость перехода в другой класс или школу они воспринимают как катастрофу. Если же ребенку предстоят какие-то перемены в жизни — поездка на лето в незнакомое место, переселение, появление младшего ребенка в семье, — постарайтесь сообщить о них ему как можно раньше, подробно объясните, как будет устроена его жизнь в новых обстоятельствах.

Не спорьте с природой своего ребенка!
Перед поступлением в школу очень важно социализировать ребенка, ввести его в группу сверстников или детей чуть помладше — во дворе, в кружке. Хорошо, если в этой детской компании окажется еще несколько таких же медлительных детей.
А вот решение отдать робкого, медлительного, склонного к полноте ребенка в спортивную секцию должно быть очень взвешенным. Такие дети, как правило, категорически не любят физкультуру и элементы соревновательности. Желание родителей расшевелить своего копушу при помощи спорта может иметь прямо противоположный результат: ребенок приобретет стойкую неприязнь к любой физической активности. Кстати, родителям медлительных школьников стоит учитывать, что каждый урок физкультуры — настоящее испытание для ребенка, за редким исключением тех, кому повезло с хорошим учителем.
Зато медлительные дети чаще всего охотно и успешно занимаются ручным трудом: вышивают, лепят, рисуют, плетут из бисера, режут по дереву, садовничают. Такая индивидуальная, кропотливая, иногда монотонная работа в удобном для ребенка темпе, а также результаты, оцененные окружающими, — все это может стать ступенькой к успехам и в других областях. Одна моя ученица почти весь первый класс упорно отмалчивалась. В ответ на все попытки завязать малейший разговор Ира насупливала брови, сжимала губы и в лучшем случае односложно отвечала: «да» или «нет». Результаты приходилось оценивать только по письменным работам. На ее (и мое!) счастье девочка выбрала кружок керамики и на итоговом занятии, предъявляя одноклассникам свою работу, совершенно преобразилась. Разминая кусок глины и придавая ему форму, Ира рассказывала о свойствах разной глины, о том, какой сорт нужно выбирать для каких изделий, о приемах лепки. Это было настоящее чудо: девочка рассказывала медленно, в такт движениям рук, но плавно, свободно, с увлечением. Эффект оказался стойким. Ира, конечно, не стала образцом красноречия, но на уроках с этого момента отвечала вполне спокойно.

Не подгонять, а помогать
Несоответствие внутреннего темпа медлительного ребенка и скорости окружающей жизни составляет главную причину его проблем. Особенно трудно приходится тем, у кого энергичные, деятельные, «скоростные» родители. Хуже может быть только случай, когда напористая мама пытается переделать на свой лад ребенка, который «весь в своего заторможенного папашу». Или отец стремится «сделать настоящего мужика» из пухленького тихони, похожего на маму. Увы, ничего хорошего из такого перевоспитания не получается. Прежде всего родителям нужно понять и смириться с тем, что у ребенка такое устройство нервной системы. Это как рост, цвет глаз, музыкальный слух.
Поэтому худшее, что вы можете сделать, — это постоянно подгонять и понукать медленного ребенка. Представьте, что от вас каждый день раздраженно требуют быть выше ростом. Вы, конечно, можете подпрыгивать, ходить на цыпочках или на ходулях, но недолго и ценой огромных усилий. Примерно так же чувствует себя ребенок, которого вы хотите подстроить под свой темп. Вы только задумайтесь: ребенок изо дня в день с утра до вечера слышит по любому поводу — быстрей, быстрей, быстрей. И от усталости, растерянности «тормозит» еще больше.

Попробуйте вырваться из этого порочного круга, устройте один день без «подгонялок». На слово «быстрее» накладывается строгий запрет, а вы честно пытаетесь настроиться на неторопливый темп жизни своего ребенка. Многие родители и учителя уверены, что только их постоянные пришпоривания заставляют ребенка хоть как-то шевелиться. Вы убедитесь, что это не так. Без окриков он будет все делать в привычном ему темпе. Некоторые родители, выдержавшие это нелегкое испытание, рассказывают, какие робкие и изумленные взгляды ловят на себе, когда ребенок вместо привычной раздраженной реплики слышит доброжелательное приглашение к завтраку, спокойное предложение помощи или вопрос: «Через какое время ты будешь готов?» И только увидев этот взгляд, понимают, как тяжело было ребенку слышать нескончаемые окрики.
Конечно, медлительные дети катастрофически не вписываются в напряженный темп жизни загруженных работой родителей, которым вечно нужно бежать: на работу, в школу за детьми, по магазинам, в поликлинику, домой, где тоже куча дел. Единственное, что вы можете сделать, как взрослый, организованный и энергичный человек, — это предусматривать специальные промежутки времени на раскачку ребенка. По утрам будите его чуть раньше обычного (ему необходимо время для перехода от сна к бодрствованию), запланируйте больше времени на еду, одевание, сборы. При выполнении домашнего задания давайте ему передохнуть после каждого предмета, помните, что ребенок с трудом переключается с одного вида деятельности на другой. Он медленно входит в новую работу, поэтому начинать лучше с предметов попроще.
В школе из-за медлительности и робости может возникнуть серьезная угроза неуспевания. Если это уже случилось, постарайтесь попасть к компетентному психологу и заручиться результатами тестов о нормальном уровне интеллекта ребенка. И еще — о низкой подвижности нервных процессов (или о гиподинамическом синдроме — чем торжественнее будет звучать, тем лучше). Это, конечно, не означает, что отныне ребенок получит идеально комфортные условия в классе. Но на основании этого заключения вы можете доказательно просить учителя не вызывать пока ребенка к доске, не оценивать по устным ответам, давать дополнительное время на перемене для дописывания. Кстати, ответы у доски можно заменить заранее заданными творческими работами, пусть даже сверх программы. У ребенка будет время подготовиться и собраться с духом к намеченному уроку.
При проверке тетрадей медленных детей у учителя иногда закрадывается подозрение в том, что домашнее задание делал кто-то из взрослых — так разительно отличаются домашние и классные работы. А дело просто в том, что дома ребенок не чувствует постоянного напряжения из-за нехватки времени, от этого серьезно улучшается почерк, исчезают ошибки. Заключение психолога может успокоить эти подозрения. Кстати, психолог может посоветовать специальные занятия, которые помогут несколько компенсировать медлительность вашего ребенка.

Акценты – на достоинствах
В заключении хотелось бы дать родителям еще несколько важных советов, которые помогут их медлительному ребенку обрести спокойствие и уверенность в себе. А вам — лучше понять его и снизить чрезмерные требования.
Не подгоняйте медлительного ребенка ежеминутно!
Специально планируйте время на вхождение в новую деятельность.
Не ругайте за медлительность: ребенок должен быть уверен, что вы любите его таким, какой он есть. Не забывайте чаще говорить об этом.
Не ставьте ему в пример более подвижных, успешных детей-лидеров, не травите душу. Возможно, ваш ребенок и так часто сравнивает себя с ними — общительными, удачливыми, всеми любимыми.
Хвалите ребенка за его достоинства. Медлительные дети под грузом вечных насмешек и претензий легко теряют веру в себя.
При выборе кружка или другой внешкольной деятельности, скорее всего, вам придется взять инициативу на себя: узнать направленность и расписание, убедить, что это может быть интересно, проводить на несколько пробных занятий и не настаивать, если ребенок категорически не захочет продолжать.
Выбирайте для ребенка более флегматичного учителя начальных классов — того, кто медленно двигается и спокойно говорит.
Составьте приемлемый и устойчивый распорядок дня, а о резких переменах в жизни сообщайте ребенку заранее.
Будьте готовы к тому, что фонтан удовольствий (фейерверк, поход в цирк, полтора десятка гостей и гора подарков), старательно подготовленный вами к празднику, может не вызвать того ликования, на которое вы рассчитывали.
Особенно бережно отнеситесь к умению читать: не подгоняйте, просите учителя не ругать за медленное чтение, не обращайте внимания на плохие отметки. Пусть читает как угодно медленно, но с удовольствием. В этом случае книги и справочники станут мощным средством для развития в довольно замкнутом мире медлительного ребенка.

Елена Куценко, педагог
полный текст здесь

_________________
Мой телефон 89177446820 Мой пристрой
Сегодня подходящий день для того, чтобы любить, верить, делать и, в основном, жить.


Вернуться к началу 
 Сообщение Добавлено: 17 фев 2013, 04:51 
Не в сети
Super Org SP
Super Org SP
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 мар 2010, 10:33
Бриллиантовый участник СП
Участий в СП:1099
Сообщения: 55998
Откуда: Проспект,ГДК
Баллы репутации: 720
Поняла, что мы наделали много ошибок и совсем затюкали сына _o-yo_ До школы ещё полгода, будем исправляться. Хочу начать с аутогенных тренировок, т.к. эмоции у нашего парня плещут через край.

_________________
Мой телефон 89177446820 Мой пристрой
Сегодня подходящий день для того, чтобы любить, верить, делать и, в основном, жить.


Вернуться к началу 
 Сообщение Добавлено: 12 мар 2013, 17:58 
Не в сети
Mod
Mod

Зарегистрирован: 14 мар 2010, 22:44
Бриллиантовый участник СП
Участий в СП:132
Сообщения: 17133
Откуда: СПб
Баллы репутации: 55
Оооо....
Кажется, мне сюда...
Может и не на 100%, но есть поле для деятельности :(

_________________
16, 14, 8


Вернуться к началу 
 Сообщение Добавлено: 22 апр 2013, 01:57 
Не в сети
королевна

Зарегистрирован: 19 авг 2010, 14:45
Бриллиантовый участник СП
Участий в СП:213
Сообщения: 2777
Откуда: Спортивная
Баллы репутации: 24
Спасибо за статьи, понравилось _flowers_ .
Сын тоже медлительный, любит наблюдать и рассуждать. С каждым годом становится подвижнее и активнее, значит мы на правильном пути.
Стрессов нет, не торопим, не ругаем, даем больше самостоятельности, за все самостоятельные дела хвалим.
Купили песочные часы, одеваемся за минуту, помогает.
Соревнуемся с младшей дочкой, иногда с мамой, я тоже бываю медлительной и задумчивой.
Не сравниваем ребенка с другими детьми, сравниваем его с самим собой в прошлом.
В садик ходит с радостью, есть друзья.
С этого года сын захотел заниматься танцами, и ведь даже получается.

_________________
Сыну 18 лет, дочке 15 лет.


Вернуться к началу 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
 
 Страница 1 из 1 [ Сообщений: 9 ] 




Список форумов » Дети » Дети - младшие классы » Адаптация к школе


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

 
 

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти: