Вообще я хотела составить собирательный образ женщин того времени...революционерка...коммунистка.... Ну с революционерками-то понятно - за равноправие, за свободу... причем основная масса - низшие слои населения Я скорее о коммунистках хотела поговорить.... Какие они?.... смотрят в светлое будущее... за партию, за Ленина.
не идут чет мысли)))
_________________ Nihil Desperandum
я девочка, я не хочу ничего решать!!! я хочу ПЛАТЬЕ!!!
Мне кажется этих женщин можно сравнить с нынешними женщинами - политиками верннее назвать их начинающиим политиками, ведь революционерки в какой то степени пытались изменить тот строй россии, политическое направление .. вот перовкая принимала участие в убийстве императора. потом была арестована и казнена хочу сказать что и сейчас есть женщины политики которые на первое место ставят взгляды может быть власть а семья дети потом
Мне кажется этих женщин можно сравнить с нынешними женщинами - политиками верннее назвать их начинающиим политиками, ведь революционерки в какой то степени пытались изменить тот строй россии, политическое направление .. вот перовкая принимала участие в убийстве императора. потом была арестована и казнена хочу сказать что и сейчас есть женщины политики которые на первое место ставят взгляды может быть власть а семья дети потом
Коллонтай была торгпредом и полпредом в мексике и однажды устроила "чай" с показом советских фильмов. Все приглашенные сановники явились, но не с официальными женами. А с "нелегальными". Тогда она поняла, что тема свободной любви мексиканцев волнует не меньше, чем советских комсомольцев. Прощаясь с Коллонтай, мексиканские коммунисты ей преподнесли кокосовый орех с надписью по-русски: "Товарищ Коллонтай! Империалисты тебя ненавидят. Революционеры тебя любят."
В честь очередного юбилея Октябрьской революции она устраивает грандиозный прием в самом роскошном отеле Осло. Икру ели ложками прямо из бочонков. Было несметное количество напитков. А хозяйка бала говорила на разных языках, танцевала со знатными кавалерами и вела светскую беседу. Под конец вечера был танец обнаженной девушки с виноградными гроздьями в руках. Как пишет она потом в служебном отчете: "Прием прошел с большим успехом и еще выше поднял авторитет Советского Союза... посольство царской России никогда не устраивало ничего подобного."
Поэтому на роль "жены" Сталин позвал Коллонтай. Это был ее звездный час на родине. Она блистала рядом с монаршими особами в качестве "первой леди" страны. Узнав, что шах женился на Сурайе, еще не разведясь с первой своей женой, Коллонтай еще больше пришла в восторг. Ведь шах тоже был за "свободную любовь".
Вместе с тем, Коллонтай подвела итоги своей жизни: "Главное, что сделала за жизнь: подняла в России и помогла двинуть разрешение вопроса равноправия женщин во всех областях, включая... разрешение равноправия в сексуальной морали."
наверно с нее началась сексуальная революция понравилось вот "тогда она поняла, что тема свободной любви мексиканцев волнует не меньше, чем советских комсомольцев." (с) я почему то думала что в совестком союзе всегда считалось позором свободная любовь и собирались всякие собрания и на них обсуждали негодное поведение того или иного парня который гулял от жены или на оборот обрюхатил девку
В семье военного губернатора Санкт-Петербурга Льва Перовского 1 (13) сентября 1853 года родилась дочь, названная при крещении Софьей. Ничто не предвещало, что девочка, чьим дедом был брат фаворита императрицы Елизаветы фельдмаршал Кирилл Разумовский, станет террористкой и посягнет на жизнь российского монарха.
Детство Софьи, как и большинства детей российских аристократов, было безоблачным. Окруженная заботой родителей и гувернанток, она получила прекрасное домашнее образование, но девушке хотелось большего. Она отказалась поступать в Смольный институт, а пошла на Аларчинские женские курсы при мужской гимназии. Попытки отца наставить дочь «на путь истинный» результатов не дали, Софья с детства отличалась сильной волей и привыкла добиваться выполнения своих желаний.
На курсах, где в основном учились дочери мелких чиновников и мещан, Софья приобщилась к идеям народничества и решила посвятить свою жизнь просвещению простого народа и борьбе за его лучшее будущее. Естественно, что отцу вскоре доложили о сомнительных знакомствах дочери, но его попытки как-то повлиять на Софью снова оказались безрезультатными. Девушка просто сбежала из дома, а когда её стала разыскивать полиция, уехала в Киев. Домой она вернулась только после обещания отца выдать ей паспорт и разрешить жить самостоятельно.
Сдав все экзамены за гимназический курс, Софья поступила на педагогические курсы, чтобы стать народной учительницей. Вокруг неё снова сложился кружок молодежи, приверженной идеям народничества. Несмотря на высокое положение отца, Софья попала в списки «политически неблагонадежных», ей даже не выдали диплом учительницы после окончания курсов. Но это девушку не смутило, и она уехала в Тверскую губернию работать помощницей учительницы в селе Едименово. Весной 1873 года Софья все-таки добилась получения заветного диплома и отправилась учительствовать в Самарскую, а затем в Симбирскую губернии.
В идеях просвещения крестьян она быстро разочаровалась и вернулась в Петербург, где стала обучать рабочих, а одновременно содержать конспиративную квартиру, в которой проходили занятия революционных кружков. Уже в январе 1874 года несколько петербургских кружков разгромила полиция. Софья была арестована и оказалась в Петропавловской крепости, где провела почти полгода.
Отец добился, чтобы её выпустили на поруки, но преподавание в школе девушке запретили. Чтобы не зависеть от родителей, Софья окончила фельдшерские курсы и уехала работать фельдшером в симферопольскую земскую больницу, где снова занялась организацией революционных кружков.
В 1877 году последовал новый арест, а затем и суд по «процессу о 193-х народовольцах». Суд для Софьи прошел благополучно, её всего лишь отправили в Олонецкую губернию в административную ссылку. Но по дороге девушка сбежала от сопровождавших её жандармов и перешла на нелегальное положение.
Конец 1870-х годов принес большие изменения в тактику революционной борьбы в России, четко наметился переход от просветительства к террористическим действиям. Окончательный раскол произошел на Воронежском съезде народников в 1879 году, где Софья поддержала ту часть партии, которая выступила за индивидуальный террор как метод политической борьбы. Девушка, окончательно разуверившаяся в идеях народников, искренне считала, что убийством царя и нескольких видных сановников можно привести народ к революции, а на каждую казнь борцов с царизмом надо отвечать актами террора.
Перовская вошла в Исполнительный комитет «Народной воли» и стала деятельным участником подготовки ряда покушений. Её не смущало, что вместе с «царскими сатрапами» от бомб и выстрелов народных мстителей гибли ни в чем не повинные люди. Но главным её стремлением стало убийство императора.
Авторитет Софьи в кругу террористов был очень высок. Хорошо знавший её П.А. Кропоткин впоследствии написал: «Достаточно посмотреть на ее портрет, на ее высокий лоб и выражение лица, чтобы понять, что ум ее был вдумчивый и серьезный, что поверхностно увлекаться было не в ее натуре, что спорить она не станет, а если выскажет свое мнение, то будет отстаивать его».
Софья Перовская участвовала в подготовке двух покушений на Александра II в 1879 и 1880 годах. Тогда убить императора не удалось. В следующем году после внезапного ареста Желябова она возглавила группу террористов, совершившую 1 марта 1881 года убийство императора. По её сигналу (взмах белым платочком) И.И. Гриневицкий бросил бомбу в карету проезжавшего Александра II.
Несмотря на настоятельные требования товарищей, Перовская отказалась уехать из Петербурга, и стала готовить освобождение Желябова, бывшего её гражданским мужем. 10 марта её арестовали и вместе с другими пятью участниками убийства императора предали суду. Софья Перовская так и не поняла, что убийство императора, который, несмотря на постоянную угрозу жизни, последовательно проводил крайне важные для страны реформы, было бессмысленно и вредно как для государства, так и для революционного движения. А главное, оно было крайне негативно воспринято подавляющим большинством населения России. Это позже террор получит молчаливую поддержку либерально настроенной интеллигенции.
Суд был скор, а снисхождения цареубийцам ждать не приходилось. Еще в конце марта на письмо Победоносцева с просьбой не проявлять жалости к преступникам Александр III ответил: «Будьте спокойны, с подобными предложениями ко мне не посмеет прийти никто; и что все шестеро будут повешены, за это я ручаюсь».
Все шестеро обвиняемых были приговорены к повешению, но для беременной Геси Гельфман исполнение приговора отложили, впоследствии она умерла в тюрьме. Софья Перовская вместе с другими участниками убийства императора была повешена 3 апреля (15 по нов. стилю) 1881 года на плацу Семеновского полка.
Сохранились материалы дела, в котором подробно описываются последние часы жизни осужденных и сама процедура казни. Поразительно, но даже вечером перед казнью Софья была спокойна. Сухие строчки протокола: «Софья Перовская категорически отказалась принять духовника. ..Перовская легла в постель в исходе одиннадцатого часа вечера. ...Спокойнее всех казались Перовская и Кибальчич».
Утром следующего дня в Петербурге было опубликовано правительственное сообщение: «Сегодня, 3 апреля в 9 часов утра будут подвергнуты смертной казни через повешение государственные преступники: дворянка Софья Перовская, сын священника Николай Кибальчич, мещанин Николай Рысаков, крестьяне Андрей Желябов и Тимофей Михайлов. Что касается преступницы Гельфман, то казнь ее, ввиду ее беременности, по закону отлагается до выздоровления».
Казнь проходила при большом стечение народа. Присутствовавший на ней корреспондент немецкой газеты «Kolnische Zeitung» написал: «Софья Перовская выказывает поразительную силу духа. Щеки ее сохраняют даже розовый цвет, а лицо ее, неизменно серьезное, без малейшего следа чего-нибудь напускного, полно истинного мужества и безграничного самоотвержения. Взгляд ее ясен и спокоен; в нем нет и тени рисовки». Саму же казнь он охарактеризовал следующим образом: «Я присутствовал на дюжине казней на Востоке, но никогда не видал подобной живодерни». А повторилось то, что когда-то было и при казни декабристов. Михайлов дважды срывался с виселицы, и его смогли повесить, только накинув на шею две петли.
Казнь «первомартовцев», ставшая последней публичной казнью в государстве, не остановила развитие террора в стране, ставшего черной страницей в истории России. Поступок Перовской, несомненно, не подлежит одобрению, но мужество, с которым она отстаивала свои, пусть и ошибочные, идеалы и приняла за них смерть, достойно уважения. Пожалуй, в чем-то прав был Лев Толстой, когда назвал Софью Перовскую «идейной Жанной д'Арк».
_________________
"Знаете почему мне нравится эта работа? Бодрит!" (с)
http://flash-and-ice.livejournal.com
rvmeste.ru - учиться надо весело)
Не так уж много в жизни нужно: луч солнца, бриз, за лесом мыс, уютный сад, десяток книжек и.... смысл
Участий в СП:3
Сообщения: 12778 Откуда: Новостройка
Баллы репутации: 63
Baginy писал(а):
Александра Коллонтай
понравилось вот "тогда она поняла, что тема свободной любви мексиканцев волнует не меньше, чем советских комсомольцев." (с) я почему то думала что в совестком союзе всегда считалось позором свободная любовь и собирались всякие собрания и на них обсуждали негодное поведение того или иного парня который гулял от жены или на оборот обрюхатил девку
это потом, а вначале то всех женщин объявили общими
Александра Коллонтай родилась в марте 1873 года в богатой и уважаемой генеральской семье. В своей автобиографической книге Коллонтай написала так: "Маленькая девочка, две косички, голубые глаза. Ей пять лет. Девочка как девочка, но если внимательно вглядеться в ее лицо, то замечаешь настойчивость и волю. Девочку зовут Шура Домонтович. Это - я".
У генеральской дочки было все, что полагалось детям привилегированного сословия: своя комната, няня-англичанка, приходящие учителя. И будущее у нее было вполне определенное: блестящая партия, дети, балы и поездки в усадьбу или за границу. Но…
Но в семнадцать лет Александра отказала молодому генералу, императорскому адъютанту Тутолмину. "Мне безразличны его блестящие перспективы. Я выйду замуж за человека, которого полюблю". Ни тогда, ни впоследствии слова Александры не расходились с делом.
В 1891 году в Тифлисе Шура познакомилась с Владимиром Коллонтаем. Они продолжали встречаться в Петербурге - Коллонтай приехал учиться в Военно-инженерную академию. Два года спустя, несмотря на отчаянное сопротивление своей семьи, она стала его женой. "Среди беззаботной молодежи, окружавшей меня, Владимир выделялся не только выдумкой на веселые шутки и умением лихо танцевать мазурку. Я могла говорить с ним о самом важном для меня: как надо жить, что сделать, чтобы русский народ получил свободу. Вопросы эти волновали меня, я искала путь своей жизни. Кончилось тем, что я страстно влюбилась в него”.
Спустя год после свадьбы Александра Коллонтай родила сына, назвав его в честь деда Михаилом. Родители немного успокоились: дочь пристроена, правда, не так, как хотелось, но человек вроде бы попался порядочный, да еще боготворил свою жену. Обычная женщина довольствовалась бы этим простым семейным счастьем - только не Александра. Через 5 лет она развелась с мужем.
"Мое недовольство браком началось очень рано. Я бунтовала против "тирана", так называла моего мужа". Еще одно любопытное признание, сделанное годы спустя: "...Любила своего красивого мужа и говорила всем, что я страшно счастлива. Но мне все казалось, что это "счастье" меня как-то связало. Я хотела быть свободной. Маленькие хозяйственные и домашние заботы заполняли весь день, и я не могла больше писать повести и романы, как делала это, когда жила у родителей. Но хозяйство меня совсем не интересовало, а за сыном могла очень хорошо ухаживать няня Анна Петровна. Но Аннушка требовала, чтобы я сама занималась домом. Как только маленький сын засыпал, я целовала его мокрый от пота лобик, плотнее закутывала в одеяльце и шла в соседнюю комнату, чтобы снова взяться за книгу Ленина".
Роковую роль в судьбе Александры Коллонтай сыграла большевичка Елена Стасова, которая убедила младшую подругу, что семья - тюрьма и, только вырвавшись из этой темницы, можно заняться настоящим делом. Революционным. Постепенно Коллонтай приходит к выводу, что любовь к сыну - простой эгоизм, а любовь к мужу - ненужная роскошь. И решается на развод. Она не колеблясь сообщает об этом мужу. "Мы разошлись не потому, что разлюбили друг друга, - писала Александра. - Меня увлекала волна нараставших в России революционных событий".
В августе 1897 года Владимир Коллонтай пишет Александре из Берлина: "Я еще раз повторяю, что ты для меня остаешься единственным человеком, которого я безгранично люблю и для которого согласен на все". Но к подобного рода признаниям Александра Коллонтай оставалась глуха. Через год они разошлись окончательно.
Коллонтай уехала в Швейцарию, где посещала лекции в Цюрихском университете на факультете экономики и статистики. В Лондоне она встречается с семьей социалистов Вебб, в Берлине - с Каутским и Люксембург, в Париже - с четой Лафаргов... Подготовка пламенных статей, участие в сходках единомышленников, сбор средств на партийные нужды... Тем временем Владимир Коллонтай стал генералом и, погоревав, женился на другой, которая стала фактической матерью его сына.
Революцию Александра Коллонтай приняла безоговорочно. Как признавалась она позже, ей "был ближе большевизм, с его бескомпромиссностью и революционным настроением". После смерти Инессы Арманд Александра Коллонтай получает высокий партийный пост - возглавляет женотдел ЦК партии и активно работает в миссии по борьбе с проституцией при наркомате социального обеспечения.
В ноябре 1918 года на первом Всероссийском съезде работниц и крестьянок Коллонтай выступает с докладом "Семья и коммунистическое государство". Затем выходят написанные ею брошюры "Новая мораль и рабочий", "Работница за год революции" и другие. На партийном съезде в марте 1919 года она говорит: "Не нужно забывать, что до сих пор, даже в нашей Советской России, женщина трудового класса закрепощена... бытом, закабалена непроизводительным домашним хозяйством, которое лежит на плечах. Все это мешает ей отдаться... активному участию в борьбе за коммунизм и строительной работе. Мы должны создавать ясли, детские садики, строить общественные столовые, прачечные, то есть сделать все для слияния сил пролетариата - мужского и женского, чтобы совместными усилиямии добиться общей великой цели завоевания и построения коммунистического общества".
Коллонтай призывала не только к социальному раскрепощению женщины, но и утверждала ее право на свободный выбор в любви. Об этом она писала в своих беллетристических произведениях - сборнике "Любовь пчел трудовых” и повести "Большая любовь". Наиболее ярко идеи Александры Коллонтай прозвучали в нашумевшей в те годы статье "Дорогу крылатому Эросу!" В 1917 году Коллонтай призывала революционных солдат и матросов не только к радикализму, но и к свободной любви. Шесть лет спустя, уже в мирное время, она бросила клич не сдерживать своих сексуальных устремлений, раскрепостить инстинкты и дать простор любовным наслаждениям.
В 1924 году издательство Коммунистического университета им. Свердлова выпустило брошюру "Революция и молодежь", в которой были сформулированы 12 "половых" заповедей революционного пролетариата. Вот лишь две из них. "Половой подбор должен строиться по линии классовой революционно-пролетарской целесообразности. В любовные отношения не должны вноситься элементы флирта, ухаживания, кокетства и прочие методы специально-полового завоевания". И "не должно быть ревности".
Но, как только большевики укрепили свою власть, "дорога крылатому Эросу" была закрыта. Строители нового общества не должны были растрачивать свою энергию на сексуальные забавы. Все силы трудящихся направлялись отныне на строительство нового государства. А любить полагалось не женщин, а большевистскую партию, ее вождей. Реформаторские идеи Александры Коллонтай увяли на корню, закончилась ее работа и на женском фронте. Ее перебросили на дипломатический участок.
Коллонтай была не только теоретиком сексуальной революции, но и практиком. С Павлом Дыбенко она встретилась в бурные революционные дни семнадцатого года. Ей - 45, ему - 28. Знакомство, дружба, любовь - все произошло почти мгновенно.
"Наши отношения всегда были радостью, расставания - полны мук", - вспоминала Коллонтай. Когда ее спросили: "Как вы решились на отношения с Павлом Дыбенко, ведь он был на семнадцать лет моложе вас?" - Александра Михайловна не задумываясь ответила: "Мы молоды, пока нас любят!"
Они соединили свои судьбы первым гражданским браком в Советской России. "Я не намеревалась легализовать наши отношения, но аргументы Павла - если мы поженимся, то до последнего вздоха будем вместе - поколебали меня, - писала Коллонтай. - Важен был и моральный престиж народных комиссаров. Гражданский брак положил бы конец всем перешептываниям и улыбкам за нашими спинами..."
"Перешептывания и улыбки" - это камешек в огород поэтессы Зинаиды Гиппиус, которая в своих сочинениях язвительно писала о "Коллонтайке" и ее "якобы муже" Дыбенко.
Это была странная пара: аристократка Коллонтай, элегантная светская дама, и высокий плечистый крестьянский сын с грубыми чертами лица и соответствующими манерами. Противоположности сходятся? Возможно, ей недоставало "чернозема", а ему страстно хотелось узнать, как же любят эти белотелые петербургские "чистюли". Но существовала еще одна причина взаимного притяжения: оба были партийными функционерами. Он - председатель Центробалта, она - народный комиссар. Они еще долго были вместе, но все хорошее когда-то кончается.
Коллонтай решила расстаться с мужем, уехала на дипломатическую работу и вдруг совершено неожиданно прислала своей подруге очень странное и нетипичное для пламенной революционерки письмо: "...Видишь ли, мой муж стал засыпать меня телеграммами и письмами, полными жалоб на свое душевное одиночество, упреков в том, что я несправедливо порвала с ним... Письма были такие нежные и трогательные, что я проливала над ними слезу и уже начала сомневаться в правильности моего решения разойтись с Павлом... И я узнаю, что Павел вовсе не одинок, что, когда его корпус перевели из Одесского круга в Могилев, он захватил с собой "красивую девушку" и она живет у него. Ночью со мной случился сердечный приступ и нервный припадок…”
Спустя годы Дыбенко пытался возобновить отношения с Коллонтай, но она уже выкинула его из своего сердца.
Дипломатическая работа Александры Коллонтай началась 4 октября 1922 года, когда она отправилась торговым советником в Норвегию. В мае следующего года она была назначена главой полномочного и торгового представительства СССР в этой скандинавской стране. Манто, шляпки, переговоры, верительные грамоты - новая жизнь мадам Коллонтай увлекала ее. Дело спорилось, у нее явно были дипломатические способности.
В сентябре 1926 года Коллонтай получила назначение в Мексику, но местный климат оказался слишком тяжелым для ее здоровья, и она вернулась в Норвегию. Очередной разговор со Сталиным, и в апреле 1930 года Александра Михайловна - полпред в Швеции. Ее встретили очень настороженно, и тем не менее шведы закрыли глаза на собственный указ от 1914 года о высылке госпожи Коллонтай из страны. Посол Советского Союза сумела доказать шведам, что ныне она уже не пламенная революционерка, а вполне респектабельный дипломат.
30 октября 1930 года при вручении верительных грамот Александра Коллонтай обворожила старого шведского короля Густава V, а газетчики, все как один, отметили броский туалет советского посла: русские кружева на бархатном платье. Муза Канивез, жена Федора Раскольникова, вспоминала о встрече с Коллонтай. "В то утро в Стокгольме я увидела ее впервые. Передо мной стояла невысокая, уже немолодая, начинающая полнеть женщина, но какие живые и умные глаза!.." Во время обеда Коллонтай пожаловалась: "Во всем мире пишут о моих туалетах, жемчугах и бриллиантах и почему-то особенно о моих манто из шиншилл. Посмотрите, одно из них сейчас на мне". И мы увидели довольно поношенное котиковое манто, какое можно было принять за шиншиллу только при большом воображении..."
В Швеции Александра Коллонтай работала до изнеможения. Организм не выдержал напряжения: 18 марта 1945 года Коллонтай на военном самолете увезли в Москву. Левая рука и нога были парализованы. Но Александра Михайловна продолжала работать и выполняла функции советника в МИДе. В доме на Калужской улице допоздна горел свет. "Мой отдых вечером - книги по истории, монография или исследование античного мира. Факты, факты, я по ним делаю свои выводы о прошлом и будущем человечестве... В мире очень тревожно..."
Некогда активная, неугомонная женщина была прикована к инвалидной коляске. "Но в общем, - записывает она в заветной тетради, - я очень приспособилась".
Александра Коллонтай готовилась к своему 80-летию. 9 марта, не дожив нескольких дней до юбилея, она скончалась от инфаркта. Как заметил Илья Эренбург, "ей посчастливилось умереть в своей постели".
Юрий Безелянский
_________________
"Знаете почему мне нравится эта работа? Бодрит!" (с)
http://flash-and-ice.livejournal.com
rvmeste.ru - учиться надо весело)
Не так уж много в жизни нужно: луч солнца, бриз, за лесом мыс, уютный сад, десяток книжек и.... смысл
- а это та самая Елена Стасова, которая наставила Александру "На путь истинный"
Деньги для "врагов народа"
Она едва ли не последняя из приснопамятной \"ленинской гвардии\", разгромленной в годы репрессий.
Автор: Виктор Листов
Сайт: Знаменитости
Старая большевичка Елена Дмитриевна Стасова дожила до 93 лет. Она едва ли не последняя из приснопамятной "ленинской гвардии", разгромленной в годы репрессий. Почему Сталин пощадил Стасову, знал только он сам.
На посту секретаря ЦК партии она предшествовала как раз Сталину. Только в годы Гражданской войны эта должность была не столько политической, сколько технической: следить за повесткой дня, вести протоколы, хранить архивы, наводить справки. Это Стасова умела, как никто другой. Прозвище у неё в партии было – "товарищ Абсолют".
Елена Дмитриевна – дама твёрдая, независимая – позволяла себе иной раз такое, что другим и в страшных снах привидеться не могло. В 1937 году она служила председателем ЦК Международной организации помощи революционерам (МОПР). Эта довольно затхлая контора обкладывала советских людей маленькой податью: деньги, тёплые вещи, лекарства для узников капитала, сидящих в тюрьмах буржуазных государств. Но год-то стоял не какой-нибудь, а 1937-й.
Сотрудник МОПРа, впоследствии писатель, Павел Подляшук рассказывал, как однажды Стасова явилась в своё заведение – мрачная и решительная. Собрала сослуживцев и жёстко сказала:
– Значит, так. Истинные революционеры томятся не только в буржуазных тюрьмах, но и в наших, советских. Мы обязаны им помогать. Чтоб завтра же каждый из вас принёс деньги и тёплые вещи – кто сколько может. А уж доставить их по назначению берусь я сама.
Сотрудники, понятно, пришли в ужас: помогать-то велено "врагам народа". Большинство саботировало распоряжение строгой начальницы.
В том же 1937 году Стасову с поста председателя МОПРа сняли.
А вот некоторые факты биографии Родилась в семье русского общественного деятеля, адвоката Дмитрия Стасова, участвовавшего в крупных судебных процессах того времени, одного из организаторов и директоров Русского музыкального общества (1859). Племянница В. В. Стасова. Внучка архитектора Стасова Василия Петровича.
До 13-летнего возраста Елена воспитывалась и получала образование дома. После поступила в 5-й класс гимназии; её окончила в 1890 году с золотой медалью.
Получив право на преподавание русского языка и истории, стала учительницей воскресной школы, в которой раньше работала её мать.
В 20 лет Елена познакомилась с Надеждой Крупской, вместе они преподавали в воскресных школах для рабочих и вели социал-демократическую пропаганду.
С 1898 года она стала активным членом «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», который впоследствии стал основой РСДРП. Вела партийную работу в Санкт-Петербурге, Орле, Москве, Минске, Вильно, была секретарём (техническим сотрудником) Петербургского комитета и Северного бюро ЦК РСДРП.
В 1905—1906 годах жила в эмиграции в Швейцарии, где работала в ЦК РСДРП и участвовала в издании газеты «Пролетариат».
В 1906 году в Финляндии занималась транспортировкой оружия, денег и партийных работников через границу.
В 1907—1912 годах была представителем ЦК РСДРП в Тифлисе.
С 1913 по 1916 годы находилась в ссылке в Енисейской губернии.
В феврале 1917 — марте 1920 — секретарь ЦК партии. С 1917 кандидат в члены ЦК, в 1918—1920 член ЦК партии.
С 1946 года на пенсии.
В 1948 году получила строгий выговор от ЦК партии за восхваление Бухарина.
Жила в известном доме на набережной.
Скончалась 31 декабря 1966 года в Москве. После смерти была кремирована, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.
_________________
"Знаете почему мне нравится эта работа? Бодрит!" (с)
http://flash-and-ice.livejournal.com
rvmeste.ru - учиться надо весело)
Не так уж много в жизни нужно: луч солнца, бриз, за лесом мыс, уютный сад, десяток книжек и.... смысл
Инесса Арманд Вопреки природной целеустремленности, трудолюбию и самоотверженности, Надежда Крупская осталась в памяти потомков серой мышкой, тенью своего мужа. Да, она, конечно, немало сделала для революции: делила с гением революции его ссылку, разбирала его трудный почерк, накрывала на стол его друзьям. И хотя можно утверждать, что «вождю мирового пролетариата» было просто некогда оценить подвиг супруги, есть свидетельства его подлинных чувств к другой женщине. "Когда 12 октября 1920 года мы шли за ее гробом, Ленина невозможно было узнать. Он шел с закрытыми глазами и, казалось, – вот-вот упадет", – вспоминала Александра Коллонтай. Музой для Ленина трудовая пчелка Надежда Константиновна так и не стала. Эту роль современники единогласно приписывали Инессе Арманд – красавице – француженке с кудрявыми волосами и смеющимися глазами.
Инесса родилась в семье артистов во Франции, в 1874 году. Ее жизнь тоже была недолгой – всего сорок шесть лет. Зато какой она была интересной!
В юном возрасте Инесса вместе с сестрой Рене остались сиротами. Приютившая их тетя привезла девочек в Россию, в семью, где служила гувернанткой. Владелец фабрик, доходных домов и лесов Евгений Арманд был так добр, что даже позволил своим сыновьям жениться на несчастных сиротках – поступок, согласимся, достойный уважения. Так Инесса получила фамилию Арманд и мужа Александра. Через пять лет у них уже было четверо детей, что, однако, не мешало товарищу Инессе примкнуть к революционному движению. В своих духовных поисках она не была одинока – их разделил брат ее мужа Владимир. Ну и что, что муж сестры? Возлюбленные оставили свои половинки и объединились, презрев общественное мнение. Какая разница, кто чей муж? В революционной среде никто не думал о таких «пустяках». Ведь впереди – светлое будущее, где никто не будет никому принадлежать! Свобода!
В погоне за свободой Инесса не раз арестовывалась и успела побывать во многих тюрьмах, впрочем, как и ее новый муж, скончавшийся в 1908 году от туберкулеза. Совместный ребенок, оставшийся без отца, был отдан на воспитание вместе с четырьмя детьми от первого брака… в семью первого мужа. Дети росли там, но обожали маму, с нетерпением ждали ее писем и редких свиданий.
В 1909 году Инесса, тридцатипятилетняя красавица - вдова, познакомилась со своим гуру, Учителем, которого заочно обожала. Тридцатидевятилетний вождь ответил взаимностью, но предпочел остаться с тихой и предсказуемой женой. Всю оставшуюся жизнь Инесса активно работала по партийной линии, оставаясь другом семьи Ильича. Увлеченные общей идеей, эти странные люди умели совмещать любовь, бешеную политическую активность, причудливые переплетения отношений…
К сорока пяти годам Инесса устала от жизни, начинающегося туберкулеза и сложных отношений с любимым человеком. В своем дневнике она пишет «…Теперь я ко всем равнодушна. А главное – почти со всеми скучаю. Горячее чувство осталось только к детям. И к В.И. Во всех других отношениях сердце как будто бы вымерло». Депрессию решили лечить на Кавказе. Но не успели. Вскоре после прибытия Арманд на станцию Беслан в Кремль отправилась телеграмма: «….Заболевшую холерой товарища Инессу Арманд спасти не удалось точка кончилась 24 сентября точка тело перепроводим Москву Назаров». Тело везли три недели. Захоронили с почестями в Кремлевской стене. А после смерти обоих возлюбленных Крупская самолично подготовит книгу, бережно собрав все, что касалось Инессы. «Памяти Инессы Арманд» - назвала она этот труд. И как бы не старались исследователи, в книге нет ни одного плохого слова в адрес товарища Инессы.
_________________
"Знаете почему мне нравится эта работа? Бодрит!" (с)
http://flash-and-ice.livejournal.com
rvmeste.ru - учиться надо весело)
Не так уж много в жизни нужно: луч солнца, бриз, за лесом мыс, уютный сад, десяток книжек и.... смысл