Новости       |       Проекты       |       Фото-видео       |       Полезное       |       Награды       |       Форум       |       Реклама на сайте

Английский язык?

 
Беременность и роды
Семья и отношения
Здоровье и красота
Дети: до одного года
Дети: от одного года до трех лет
Дети: дошкольники
Дети: школьники
Домашние заботы
Образование и карьера
Отдых, досуг и хобби


Английский язык? Так вот, с тех пор, как я стала мамой, самый частый вопрос, который я слышу от малознакомых мне людей: «ой, а вы с дочкой, наверное, английским с годика занимаетесь? НЕТ??? А почему?» И в ответ они слышат мое «а зачем?», и отходят разочарованные… мол, ну как так, бесплатно ж, и не занимается, пропадет ребенок без языка.

А ведь на самом деле – для чего полуторагодовалому ребенку, который и по-русски-то зачастую говорит плохо, иностранный язык? Даже в случае предстоящей эмиграции в англоязычную страну он и то гораздо острее нужен родителям, чем малышу. Если, конечно, вы не планируете по приезде в эту страну сразу же отдать его в детский сад на полный день, вот тут навыки пригодятся, но, полагаю, таких не очень много.

Ребенку исполняется три года – и вот тут бьют тревогу «караул, ребенок не знает языка» уже 50 процентов родителей. Не напрасно (спрос рождает предложение) практически каждая школа развития предлагает своим ученикам английский язык. И родители при выборе школы тоже обращают внимание, есть английский или нет… ну как же, статус школы, статус мамы во дворе – « а мы уже язык учим, словарик купили, по книжкам занимаемся».

Во-первых, посмотрим, что представляют из себя эти занятия в школе РР – особенно в такой, где детей в группе больше 15 человек. Дети сидят за партами, учитель показывает картинки, произносит слова. Дети повторяют, потом он их спрашивает «а это что такое?» И в лучшем случае раздает листочки со словами на дом, родителям, чтоб выучили.. И всю неделю, ну или в ночь перед следующим уроком, мама и трехлетний малыш лихорадочно зазубривают, как по-английски будет мяч, а как кукла («бол-дол») – причем, как ни дико это кажется маме, путает ребенок два этих слова, забывает, что есть что.

А на следующем уроке новая порция слов. В конце года мама считает листочки и гордо говорит подругам – мы за год выучили 100 английских слов, вообще здорово дают язык здесь, надо будет ему летом говорящую английскую азбуку купить, пусть учит, раз нравится!

Рискуя быть побитой сторонниками раннего развития все же скажу – не нужен язык малышу, если в этом нет острой необходимости. Ему б родным овладеть. Да, малыши впитывают как губка, но так же легко и быстро забывают все, что выучили. Бодро повторив на мамой «I have a cat, it has a rat», через 10 минут ребенок вряд вспомнит эти строчки, они не несут для него никакой смысловой нагрузки, это просто странный набор звуков, который надо заучить, потому что мама просит и учительница похвалит.

Кроме того, в силу несовершенства речевого аппарата у малыша многие звуки, которые еще и очень не похожи на русские, ребенок произносит неверно, и очень сложно его переубедить, сначала нам кажется «сойдет и так», а через месяц это пресловутое «th» уже почти невозможно исправить. Ну и наконец – ребенок рождается в некой языковой и культурной среде, и культура народа входит в сознание ребенка через язык в том числе, об этом писал еще Ушинский, так зачем же ломать хрупкое детское мировоззрение иностранной речью?

Да и еще одна проблема – выучивший разными способами язык ребенок рано или поздно приходит в первый класс, и оказывается рядом с теми, кто языка никогда не знал.. И вот тут остается пожалеть учителя, да и ребенку скучно на уроках.

«Что же делать?», – спросит возмущенный родитель? Не учить язык вообще? Отнюдь, язык ребенку нужен, это и способ расширения кругозора, и один из методов развития памяти, внимания, логического мышления. Да и интересное времяпровождение, в конце концов, что может быть интереснее и увлекательнее, чем узнавать новое?

Ну вот, мы запутались окончательно. Чтобы стало понятнее, попробуем сначала рассмотреть различные методы обучения детей иностранным языкам.

Сначала выясним нашу конечную цель – чего мы, как родители, хотим добиться от ребенка? Что такое «знать язык»? Стремление некоторых родителей купить ребенку «говорящую английскую азбуку», мол, пусть висит, ребенок буквы выучит, а там и язык хорошо знать будет в действительности несколько наивно. В самом деле, практически все из нас знают латинский алфавит - витамины, буквы на клавиатуре, названия лекарств и пр.

Кроме того, латинский крайне удобен для чтения – как пишется, так и читается, не правда ли? Некоторые – наиболее продвинутые знакомы еще и с латинскими пословицами. И? Вы знаете латынь? Сможете, оказавшись в Древнем Риме, спросить дорогу до Колизея? Купить хлеба в лавке? Успокоить потерявшегося малыша? Так то латынь, которая и нужна-то нам для того, чтобы читать названия лекарств да называть латинские буквы, диктуя по телефону свой и-мейл знакомому… А вот английский нам и нашим детям нужен в первую очередь для общения на нем, причем, как и в родном языке, в первые годы превалирует устное общение, то есть слушание и говорение, а уж потом – чтение и письмо…

Большинство школьных методик, кстати, построены именно на первоначальном обучении чтению, и это понятно – перед учителями не 1-2 ребенка, а 15, если не больше… И если учить исключительно «говорить», то при условии идеальной дисциплины, максимальной подготовленности детей и крайней продуманности уроков на каждого ребенка придется примерно по 3 минуты свободной речи, и это если учитель будет молчать и дирижировать классом. На деле так не выходит, к сожалению, поэтому в школе гораздо проще учить читать и писать, чем говорить и слушать, особенно на первых этапах.

Наша же с вами задача научить ребенка разговаривать на английском языке, причем не обязательно сразу в совершенстве с точки зрения грамматики - лишь бы он понял, и его поняли.. То есть, проводя аналогию с иностранцами в России – мы вполне поймем, если он скажет что-то вроде «можно соль?», а не «будьте так любезны, передайте мне солонку с другой половины стола, я никак не могу дотянуться»... хотя второе нам будет несомненно приятнее..

Итак, цели определены – мы хотим научить ребенка общаться. И при этом не допустить, чтоб он скучал на уроках иностранного языка в школе. Хотя бы на первых порах.

Перейдем к методам обучения.
Первый способ – самый, пожалуй, простой и некогда самый популярный – это когда в семье один из родителей общается с ребенком на иностранном (чаще всего английском) языке). Плюсов у этого метода масса – во-первых, это и есть самое что ни на есть общение. Естественная среда, естественные условия – и иностранная речь тоже становится естественной слуху ребенка. Плюс и маме (папе) – даже те, кто неплохо знают язык, неожиданно пасуют перед такими фразами, как «давай-ка быстрее на горшок» и «не раскидывай грязное белье по квартире». То есть мама учиться вместе с дитем и в результате овладевает языком в совершенстве. По крайней мере, словарный запас увеличивает в разы. Минусы тоже как бы очевидны – этот «проект» может затянуться на несколько лет. Точнее, он должен затянуться на несколько лет... и получается, несколько лет мама (или папа) не скажут своему ребенку ни одного слова по-русски. Не прошепчут «дочь моя (сыночек)», целуя в макушку… Ну и открытым остается вопрос – а с мужем (или женой) как общаться? А с гостями? Или с гостями по-русски, а с ребенком тут же на английском? То есть, в этой вроде как вполне естественной ситуации все-таки есть что-то искусственное… и родитель еще и рискует несколько отдалиться от своего ребенка, общаясь с ним на непонятном ему языке. Другой вариант этого же метода - оставить на английское общение 1 или 2 дня в неделю (лучше 2) – ну или 2 половинки дня, например, утро понедельника и вечер четверга. Тут есть свои плюсы – мама-папа будут заранее готовиться к этому дню, слова учить, занятия придумывать. Но есть и минус – за неделю все накопленное успеет полностью выветриться из детской головки. Впрочем. в подсознании все равно останется и будет постепенно копиться.

Еще один способ, приближенный в двум вышеназванным – это когда по-английски проводятся только некоторые режимные моменты – например, одевание, но каждый день.

Спустя месяц к нему добавляется уборка игрушек. То есть мы как бы учим подспудно понимать язык, но в то же время этому посвящаются лишь несколько минут в день.. этот способ хорош как для тех, кто непременно хочет изучать английский с пеленок, так и для тех, у кого детки достигли вполне сознательного возраста. И понимают, что мама разговаривает с ними на английском языке, и даже стараются запомнить и повторить.

Ну и, наконец, последний способ изучения языка с мамой без помощи педагога (если, конечно, мама сама не педагог) – некая волшебная коробочка, где лежит то, что любит именно ваш ребенок. Например, пластилин.. ну и всякие мелочи – картонки разных цветов, картинки с изображением чего-нибудь, маленькие игрушки из киндеров, пальчиковые куклы – и раз в день минут на 15 (или 3 раза в неделю на полчаса) мама достает с верхней полки шкафа эту коробочку, они с деткой усаживаются в удобный уголок и начинают играть. Те, кто любит лепить и рисовать – те рисуют, те, кто любит баловаться и строить рожицы – играют в кукольный театр…ну и так далее.

От мамы, правда, потребуются недюжинные педагогические и творческие способности, но здесь можно слегка схитрить - попросить педагога за небольшую плату помочь вам скорректировать занятия, набросать план на месяц, например, который вы будете выполнять, помочь с подбором материала. Это обойдется дешевле, чем нанимать настоящего репетитора, и постепенно вы научитесь делать это самостоятельно и потребность в педагог отпадет совсем.

Но все вышеназванные способы хороши только в одном случае – когда хотя бы один из родителей владеет языком на достаточном уровне. В любом другом случае придется прибегать к помощи педагога. Но и тут возможны варианты. Во-первых, можно записаться в группу «английский с мамой» и учить язык вместе – это еще и объединяет, да и вы убиваете двух зайцев в одно и то же время. Во-вторых, особенно для ребенка раннего возраста, лет до 5 – можно приглашать педагога домой не на «урок», а просто часа на 3-4 якобы в гости, или как няню, чтобы она поиграла с ребенком в то, что сочтет нужным, покормила, может быть, погуляла. То есть дать ей (или ему, педагог ведь) возможность просто пообщаться с ребенком в удобной и комфортной обстановке, «прожить» с ним вместе несколько часов, но на иностранном языке. Правда, подобный метод существенно скажется на кармане родителей. Еще вариант – чуть более экономный и многоцелевой – отправить вашего малыша в английский «детский сад» (да-да, бывают и такие) – кратковременного пребывания, на несколько часов. Там, с одной стороны, ребенок получит столь необходимое ему общение со сверстниками, с другой – будет слушать английскую речь, занимаясь привычными, в общем-то, делами – играя, рисуя, делая зарядку… и постепенно, правда, не так скоро, как хотелось бы родителям заговорит и сам. Понимать же начнет уже к концу второго дня пребывания в такого рода садике, при условии грамотных воспитателей, конечно.

Ну и наконец – классические занятия с учителем. У вас или у него дома. Тут тоже бывают варианты в зависимости от ваших целей. Опять-таки, если цель ваша – более глубокое изучения языка, чем в школе – пока без прицелов на будущее, то лучше начинать примерно за полгода до того, как этот самый язык начнут преподавать у вас в школе. Тем самым ребенок и будет несколько обгонять сверстников, что придаст ему уверенности на уроках, но и в то же время не будет вводить учителя в ступор своими глубокими познаниями языка.

Выбирая методику, остановитесь на устной основе обучения. Писать-читать и в школе научат, точнее, заставят, а вот болтать – вряд ли. Да и ребенок должен понять, что учить английский язык здорово и интересно, а не нудно и камерно-тоскливо. И опять-таки – 5-7-летнему ребенку комфортнее в компании, чем один на один с учителем. Идеальный вариант, если в этой компании будут дети, которые знакомы ребенку - дворовая друзья, приятели из садика.. они уже будут сложившимся коллективом со сходными интересами и учителю надо будет подбирать методику из обучения исходя из их интересов, а не вам приспосабливаться к учителю.

К примеру, если педагог строит свое обучение на песенках , а ваш ребенок категорически отказывается петь, вряд ли будет толк с таких занятий. Кто-то долго и тщательно раскрашивает картинки, а кто-то небрежно заштриховывает, чем придется, лишь бы быстро – двум таким детям тоже будет непросто вместе в маленькой группе.. да-да, действительно – группа должна быть маленькой! Ни о каких 10 детишках и речи быть не может, изучать язык с малышами, если их больше пяти – бессмысленно. А некоторым непоседам и пятеро это много, вы же помните, что из часа урока каждому ребенку должно достаться как можно больше времени на самовыражение, учитель должен иметь возможность выслушать каждого, и по несколько раз, что практически невозможно в больших группах.

Еще один актуальный вопрос – частота занятий. Заниматься меньше 2 раз в неделю просто глупо - выкидывать деньги на ветер, и ничего больше. Заниматься каждый день – идеально, но крайне накладно для кошелька, да и ребенку сложновато, если, конечно, учитель не живет с вами на одной площадке и у него нет правила – никаких домашних заданий. Самый оптимальный с экономической точки зрения способ – два раза в неделю заниматься с учительницей и один день (ну или два) выделить для повторения дома всего пройденного и выполнения домашних заданий, если такие имеются. Вообще вопрос домашних заданий открыт. В идеале их не должно быть хотя бы первый год изучения языка. В ситуации близкой к идеальной после урока учитель объясняет родителю, чем они сегодня занимались на уроке (даже если родитель присутствовал на уроке в качестве зрителя) – и на что им следует обратить внимание дома… Ну и крайне неидеальная ситуация – это когда ребенку выдают список слов, которые надо выучить к следующему уроку. Это уже удел более старших детей.

Итак, результат достигнут – ребенок занимается языком помимо школы, знает его лучше многих одноклассников – и при этом испытывает к нему постоянный интерес и хотел бы изучать его глубже. Подросшего дитятю – лет в 12 уже вполне можно отправить в языковую школу, которых у нас множество. Выбирать будем по отзывам.. наша задача выбрать такую школу, в которой ребенку было комфортно и интересно одновременно. Языковая школа – это еще и новый коллектив, который , как мечтают многие родители подростков, заменит им улицу и обеспечит комфортный коллектив для дальнейшего саморазвития и общения. Тут главное, чтоб ребенок под видом школы не стал гулять где-то в местах, не предусмотренных родителями. Но это уже зависит от школы, ну и от нас с вами, конечно.
Какие же выводы мы можем сделать из всего вышесказанного? Иностранный язык нужен как ребенку, так и взрослому, он развивает память, внимание, расширяет кругозор, в случае заграничной поездки значительно облегчает жизнь. Однако начинать изучать язык слишком рано все-таки не следует, если в этом нет острой необходимости. Если родители все-таки желают, чтобы язык органично вошел в жизнь ребенка как можно раньше – начните с прослушивания иностранной речи – английские песенки, сказки (даже если ребенок ничего не понимает), мультики - однако все это следует все-таки дозировать, и постепенно переходите к непосредственному общению на английском языке, не создавая искусственных ситуаций. Выбирая педагога, тоже обращайте внимание на то, как и чему он учит – писать и читать или разговаривать и слушать. Чем комфортнее ребенок чувствует себя на занятиях и чем меньше он считает их серьезными занятиями, тем лучше. Если у ребенка есть какое-то увлечение - обязательно используйте его при изучении языка, если вы не будете заниматься сами, то предложите педагогу опираться именно на его увлечение при работе с ним, вообще как можно больше расскажите учителю про интересы и особенности вашего ребенка, чтобы облегчить процесс учебы. Не желает слушать и прислушиваться – может быть, стоит подумать о смене педагога?

Когда кто-то говорит, что бывают люди, не способные к языкам – не верьте, ведь мы все прекрасно говорим на родном языке, а ведь было время, когда мы его не знали. Просто к каждому человеку нужен свой метод, свой подход, и найти его тем проще, чем охотнее вы будете идти на контакт, потому что знать язык – это уметь общаться на нем, то есть понимать и быть понятым в рамках заданной ситуации.

Успехов вам и вашим детям в изучении иностранных языков!

Инна Федорова (Изюмка)

Возврат к списку




Все права защищены © 2012
Перепечатка сообщений из конференций запрещена без указания ссылки на сайт и авторов самих сообщений. Перепечатка материалов из прочих разделов сайта запрещена без письменного согласия MnogoMamok.ru и авторов. Права авторов и издателя защищены.
Разработка сайта —
«Экспресс лаб»