Новости       |       Проекты       |       Фото-видео       |       Полезное       |       Награды       |       Форум       |       Реклама на сайте

Башкирский язык

 
Беременность и роды
Семья и отношения
Здоровье и красота
Дети: до одного года
Дети: от одного года до трех лет
Дети: дошкольники
Дети: школьники
Домашние заботы
Образование и карьера
Отдых, досуг и хобби


Башкирский язык Я лично считаю, что изучать башкирский язык и культуру родного края нужно обязательно, но не в ущерб других предметов довольно объемной и насыщенной школьной программы. Я считаю, что неправильным обязательное изучение языка для всех с 1 класса и отдельно от предмета Культура Башкортостана, который тоже изучается в обязательном порядке во всех школах республики.
Причем против обязательного изучения башкирского языка выступают очень многие. И есть много призывов отменить его изучение совсем. Но следовать этим призывам было бы большой ошибкой. Во первых – трудоустройство подготовленных учителей башкирского языка, напечатанные учебники, разработанные программы. В это вложены большие средства и неразумно было бы просто расстаться с ними. Во-вторых, мы живем в национальной, многоцветной культуре, что тоже наше богатство и отказываться от этого просто неразумно. Всем богатством – материальным и нематериальным нашего края надо обязательно пользоваться.

И на самом деле мы не совсем рачительно пользуемся нашим богатством. Тот же башкирский язык. Внимания к языку много, изучение в школах обязательное, а в результате программы, обучение неэффективны, доказательством чего может быть то, что в итоге большая часть детей язык не знают, и изучать не хотят. Ну не секрет же это, в конце концов.
Что бы можно было предложить как альтернативу?

Изучать язык и культуру нашей республики необходимо. Но делать это менее формально, используя действительно все многообразие нашей культуры. Вопрос очень серьезный, достойный серьезного научного, социологического, филологического, культурологического, исторического, политического и т.д. исследования. Такое масштабное исследование я не проводила и поэтому просто позволю себе высказать несколько своих соображений. С точки зрения жителя республики, с точки зрения многонациональной семьи, и с точки зрения мамы дочери-школьницы и маленького сына, которому только предстоит идти в школу.

Я бы предложила ОТМЕНИТЬ обязательное изучение башкирского языка в школах на протяжении всех лет обучения. Но все средства и ресурсы, которые высвободятся, я бы пустила на популяризацию башкирского языка и культуры. Язык на самом деле нужен, даже необходим. В силу обстоятельств своей многонациональной семьи я вернулась в республику уже взрослым человеком, практически забыв родной язык. Слава Богу, что была жива моя мудрая бабушка, общение с которой дало мне возможность вспомнить язык, прикоснуться к родной истории, литературе, драматургии. Писатели Ангам Атнабаев, Риза Ишмуратов – это бабушкины родственники, для нас уже дальние, для нее были близкие. Арслан Мубаряков – это был близкий друг семьи моей бабушки. Книги Мустая Карима дома были всегда. И все это часть моего мира, это моя точка опоры, это то, что связывает меня с моей уже давно умершей бабушкой, моими предками. А как пригождается знание родного языка мне в моей работе в кадровом агентстве – сложно переоценить. Но при этом моя дочь не любит предмет башкирского языка в школе. Учительница строгая, объясняет непонятно, учебник один на двоих… много причин. И не знает его. В семье мы говорим на русском языке, семья интернациональная, русский язык родной для нашей семьи и это не изменится. И таких семей в республике, наверное, большинство.

То есть такой семье, как наша нужна помощь в изучении языка, но школьный курс не привлекает интерес к языку и культуре, происходит скорее обратный процесс. И это не просто печально. Ресурсы-то есть, они тратятся впустую…

Итак, наряду с отменой обязательного изучения башкирского языка в школе, я бы предложила вкладывать средства, оказывать помощь национальным театрам, домам творчества, библиотекам... Помните, как в советское время был популярен башкирский театр? Арслан Мубаряков бы народным артистом СССР. Спектакли транслировались на всю огромную страну. Они же очень интересны. В национальных спектаклях столько народного юмора, мудрости, что просто не может оставить равнодушным никого. И театр, несомненно, вызовет интерес к культуре и языку. А опыт народного танца, который гастролирует по всему миру, который имеет свою отличную школу танца, воспитывает детей. И никто из питомцев школы танца и их родителей не ропщет, что большее внимание в ансамбле уделяется башкирскому танцу. И так же никто не против, что наряду с башкирским танцем, изучают танцы других народов. Вот пример разумного привлечения к народной культуре, воспитанию в народных традициях и одновременного воспитания толерантности.

Я бы еще предложила школы изучения башкирского языка, где можно изучать язык всей семьей. Если эти школы будут иметь грамотных педагогов, если изучение языка будет активным, вкупе с изучением и традиций и культуры… Эти языковые народные школы просто обречены на успех, я уверена в этом!

А, если организовать лагеря с изучением родного языка, если они будут комфортабельные, интересно организованные? Да в такие лагеря будут отправлять родители детей, которые живут за пределами республики. Кто откажется от системы, которая будет эффективна, интересна!?

Отдельно про литературу. На примере Мустая Карима. Дочери в школе рассказывали о этом поэте. Даже задали изучить стихотворение для какого-то мероприятия. Стихотворение о любви к родному краю. Прекрасное, но сложное для ребенка, с аллегориями, сравнениями, которые ей пока непонятны в силу возраста. И Мустай Карим не запомнился бы ей как интересный и родной писатель. А первое впечатление очень важно, это подтвердит любой психолог. Но благо, что я ей читала его рассказы и повести о детстве (пример "Долгое-долгое детство"). Вот тут ей было все понятно, вся близко…Вот тут Мустай Карим стал близок… Так еще и можно съездить в Кляшево, Лекаревку – описание этих мест есть в книгах Мустая Карима, и это наш родной край, это настоящее, интересное…

Ну почему программы обучения башкирскому языку так формальны? Почему пошли по пути формального обучения в школах в ущерб другим предметам. Этот путь очевидно неэффективен и вызывает только споры. А дети растут, не зная языка и культуры. Почему не используют все возможности нашего края, наших культурных богатств?!

Если заняться проблемой серьезно, то сколько потенциала можно найти для того что бы изучение башкирского языка перестало бы быть скользкой и взрывоопасной темой. Что бы мы все могли гордиться нашим краем, башкирской культурой и наши дети стали бы изучать язык с удовольствием, без унизительного для башкирской культуры принуждения.

Рушана Смирнова (DD)

Возврат к списку




Все права защищены © 2012
Перепечатка сообщений из конференций запрещена без указания ссылки на сайт и авторов самих сообщений. Перепечатка материалов из прочих разделов сайта запрещена без письменного согласия MnogoMamok.ru и авторов. Права авторов и издателя защищены.
Разработка сайта —
«Экспресс лаб»