Ежедневно тысячи людей посещают как крупные торговые сети, так и маленькие магазинчики рядом с домом. Целью любого продавца является продать товар, несмотря на его качества, а главная задача покупателя – выбрать среди представленного ассортимента тот товар, который устроит по нескольким параметрам. Они известны всем и давно: это качество и цена. Зачастую бывает так, что эти параметры совершенно не соотносятся. Чтобы уменьшить сумму денег, потраченных на покупки, в супермаркетах всегда нужно быть очень внимательной.
Уловок у торговых сетей множество. Всех их перечесть трудно, но некоторые самые часто используемые, все-таки нужно помнить.
Тележку берите, тележкуКак вы думаете, почему в некоторых магазинах на входе нет корзин, а есть только тележки? Правильный ответ: в тележку больше помещается, и вы не чувствуете веса отобранных продуктов. Также вы кинули в тележку свою сумку и куртку, освободили свое внимание и руки — целиком и полностью готовы к выбору товаров. Поэтому некоторые магазины и предлагают покупателям только тележки — якобы для покупательского же удобства.
Когда брать тележку? Если вы пришли в магазин с большим списком продуктов на неделю и планируете все купленное везти домой на машине. Или если с вами маленький ребенок, для которого в тележке есть специальное сиденье.
Когда брать корзину? Если список продуктов небольшой, а также вы предполагаете все покупки тащить домой самостоятельно. Только взяв корзину, вы сможете вовремя остановиться. В противном случае больная спина и испорченное настроение по дороге домой вам гарантированы.
Когда не брать ни тележку, ни корзину? Когда вам нужно купить 2-3 вещи и ничего больше. И параллельно с этим держите в голове одну мысль: «Мне нужно только это и это, все остальное — от лукавого».
Толчея на входеОткрываем учебник по розничной торговле и читаем: «В самом начале торгового зала рекомендуется устроить распродажу по принципу "толчея на входе"». Что это такое?
Когда покупатель только-только входит в торговый зал, он еще бодр и весел, у него полный кошелек денег, что позволяет не задумываться над тем, что покупать, а что нет.
Чтобы привлечь внимание такого покупателя (а заодно вызвать в нем покупательский азарт), используются простейшие, но сильные инструменты:
- инстинкт собирательства — яркие мелкие вещи по спеццене — мыльницы, губки для мытья посуды, салфетки, носки и прочие сопутствующие товары — выкладываются навалом в корзины на уровне вытянутой руки покупателя, сверху ставится большого размера ценник в красной рамке с надписью «дешево».
Срабатывает
ориентировочный рефлекс, мысль, что это совсем не нужно, отключается, покупатель становится уже не покупателем, а собирателем, рука тянется вперед и... Вот уже. в вашей тележке ненужная упаковка ершиков для бутылок и мужские носки с узором 45 размера, так как меньше не было, а пройти мимо нет никакой возможности;
в
стадный рефлекс — для этого в корзины выкладывают фасованные продукты питания, например фрукты или конфеты, причем фасовка имеет разный вес, что заставляет покупателя выбирать наиболее подходящую упаковку. Это занимает время. К первому покупателю присоединяются другие покупатели, а третьи задумываются — чего это там все выискивают? Хотя, как правило, если дойти до нужного отдела, там можно найти те же товары или даже лучше;
-
переключение внимания — на момент входа в торговый зал покупатель еще сосредоточен на собственных мыслях — о работе, о доме... Но думать — по мнению ритейлера — ему нужно только об одном: чего и сколько купить. Чтобы переключить покупателя на «нужные» мысли, при входе могут раздавать листовки с указанием товара со скидкой или предлагать продегустировать какой-то продукт. Кстати, этой же цели служат двери, которые не так легко открываются или не сразу раздвигаются. Идет задумчивый покупатель, а тут барьер, и мозг сразу переключается на мысли о магазине.
Вывод-то какой? Может, ершик для бутылок когда-нибудь и пригодится, но лучше взять список нужных товаров в руки, собрать волю в кулак и сосредоточится на главном – на том, что вам действительно нужно.
«У каждого дела запах особый. В булочной пахнет хлебом и сдобой»Чем должно пахнуть в чистом помещении? Правильно, свежестью.
А чем пахнет в магазине (при условии, что санитарные правила не нарушены и испорченная рыбка вовремя утилизирована)?
Точно так же, как и музыку, в магазине могут использовать определенные запахи. Запах свежевыпеченного хлеба и молотого кофе стимулируют аппетит. Запах лимона бодрит. Запах коньяка и шоколада заставляет мужчин быть мужественными, а женщин женственными, если вы понимаете, о чем речь...
Так вот, если вы уже пять минут стоите у стеллажа с кондитерской и убеждаете себя, что вот тот большой крепко накрепко запечатанный пакет с шоколадным печеньем вам просто необходим, принюхайтесь — может, поблизости специально помололи кофе?
Перекрестный обстрелЕсть в рознице такие понятия, как товарное соседство, перекрестная, или тематическая, выкладка. Товарное соседство означает, что схожие по виду потребления товары должны по возможности выкладываться рядом. Например, чай и кофе рядом с кондитерскими изделиями, а замороженные овощи неподалеку от свежих мяса или рыбы.
Согласно правилу перекрестной выкладки, сопутствующие товары должны быть продублированы рядом с основными. Например, в мясном отделе дополнительно представлены специи, соусы или макароны на гарнир. А тематическая подразумевает совместную выкладку товаров под какое-то событие. Например, перед Новым годом в одном месте выкладывают искусственные елки, шампанское, свечи, елочные игрушки, маски и прочую праздничную дребедень.
С одной стороны, ритейлеры объясняют полезность такой выкладки тем, что «мы напоминаем покупателям, чтобы они ничего не забыли купить». Это удобно, все в одном месте, ничего не нужно искать. С другой — таким образом ритейлеры подталкивают покупателей к приобретению дополнительного (чаще всего незапланированного и не особо нужного) товара. Пришел за шампанским — «Ой, какие шарики красивые, возьму-ка я коробку, если что — подарю кому-нибудь».
Вывод: даже если это и удобно, помните, что такие виды выкладок организованы не просто так. И когда вам на глаза попадается что-то вроде нужное, задайте себе вопрос: «А можно ли без этого обойтись?»
Какого вы роста?Мы уже поговорили о расположении отделов в магазине, теперь самое время поговорить о расположении товаров на полках. И здесь против покупателя направлены два главных правила выкладки — правило на уровне глаз и правило на уровне вытянутой руки.
Итак, самые продаваемые торговые марки товаров располагают на стеллажных полках в магазинах на уровне глаз или на уровне вытянутой руки покупателя — чтобы покупатель их сразу заметил и сразу положил в свою корзину.
Выше располагают более дорогие и имиджевые товары. Ниже — дешевые товары и немарочные товары в целлофановых пакетах, там же вы найдете крупные упаковки. Детские товары, например сок в маленьких упаковках или конфеты, часто располагают на уровне глаз ребенка.
Если магазин небольшой, то товары располагают слева направо по увеличению цены и по увеличению размера упаковки.
Возникает главный вопрос: то, что расположено на уровне глаз и на уровне вытянутой руки, действительно лучшее по качеству и по цене? Ответ: необязательно.
Известность торговой марки и качество товара, под этой торговой маркой продаваемое, не всегда коррелируют. На чем основывается продаваемость известных торговых марок? В ходе рекламной кампании в них закладывается дополнительная ценность. Например, майонез может рекламироваться как символ счастливой семейной жизни, а йогурт — как показатель активной жизненной позиции. Приобретая такой разрекламированный товар, покупатель, таким образом, берет не только товар как таковой, но и дополнительный смысл, который в него заложен.
В здравом уме любой человек понимает, что счастли¬вая семейная жизнь и активная жизненная позиция во¬все не зависят от съеденных майонеза и йогурта. Тогда почему здравый смысл отказывает нам, когда перед глазами на полке стоит знакомая по телевизионному рекламному ролику упаковка?
Известные товары располагают в самых заметных местах не потому, что у них качество или цена лучше для покупателя, а потому, что они хорошо продаются из-за рекламы и продавец хочет, чтобы они продавались с еще большим размахом, в том числе чтобы эту рекламу окупить. А вы что хотите — платить только за продукт или платить дополнительно за и без того надоевший рекламный ролик?
Не надо вынужденно покупать то, что так хитроумно вам предлагают. Лучше проведите небольшую разведку на полках по соседству; будьте уверены — вы найдете много интересного. А счастье в семье и собственной жизни вы построите самостоятельно, без псевдопомощи со стороны компаний-производителей.
«Два кусочка колбаски..»Одна из самых преступных уловок многих магазинных сетей это переклеивание ценников и перебивание сроков годности. Особенно часто такие трюки проделываются с различными видами нарезок, изготавливаемых прямо в магазине. Один раз нарезав и упаковав колбасу или дорогой сорт сыра, выбрасывать его после допустимого срока хранения, а это всего пара суток, не хочется, поэтому ценники с указанием даты упаковки и ценой заменяют на новые. Купив такую продукцию, вряд ли кто-то останется довольным, поэтому если вы хотите приобрести свежий товар, то всегда простите нарезать и упаковать продукт при вас. Времени это занимает немного, а здоровье экономит.
Экономным хозяйкам на заметку Однако есть и уловки со знаком плюс, то есть в пользу покупателя. Почти все крупные торговые сети со временем начинают реализовывать различные виды товаров под своей маркой. При этом ассортимент такой продукции очень велик, а цены, как правило, значительно ниже аналогичных товаров других фирм производителей. Не спешите отказываться от покупки из-за неизвестности нового бренди. Качество данного вида продукции зачастую гораздо выше, чем можно себе представить. Если внимательно присмотреться к упаковке данных товаров, то вы увидите, что они произведены на заводах, которые расположены либо в вашем регионе, либо на заводах известных производителей. Разница в цене легко объяснима отсутствием затрат на рекламу своих изделий. Поэтому присмотритесь к упаковке и возможно вы найдете такой же товар, но по более привлекательной цене.
/взято с просторов интернета/